Найти тему
Открытый Белгород

Зачем Белгородской области нужны интеллектуальные транспортные системы

Оглавление

Разгружать дороги, обеспечивать бесперебойное движение общественного транспорта и не только помогает внедрение интеллектуальных транспортных систем. Белгород тоже на пути к «умному городу». Эта тема стала ключевой на заседании рабочей группы по внедрению интеллектуальных транспортных систем на дорогах РФ.

Автор Виктория Муратова

Анализ ситуации в реальном времени

ИТС — механизм, который собирает данные по транспортному потоку в городе и позволяет сделать выводы о движении общественного транспорта, количестве ДТП на дорогах, пробках и другим параметрам. Система умная, а потому анализирует полученные данные и позволяет координировать работу тех же светофоров, чтобы разгружать дорогу в одном месте и подгружать в другом, например.

«В случае снегопада идёт координированная работа уборочной техники, переключаются светофоры, отдаётся приоритетный проезд этому типу транспорта. Город оживает в управляемом режиме и отрабатывает задачу, — объясняет заместитель генерального директора «Национальных телематических систем» Дмитрий Казаринов. — На макроуровне идёт просчёт возможных улучшений ситуаций, связанных со строительством новых дорог. На основе этих задач пересчитываются транспортные потоки в реальном времени».

ИТС соединяют светофоры, камеры фото- и видеофиксации, транспортные детекторы и другие устройства в единую сеть. Это помогает, например, регулировать своевременное прибытие общественного транспорта или избегать пробок во время строительных работ на определённом участке маршрута.

«Регион должен понять текущую транспортную ситуацию. Это должен быть действительно анализ по текущей ситуации с общественным транспортом, маятниковой миграцией, транзитным трафиком и так далее. На основе показателей формируется конфигуратор технических решений», — добавляет Дмитрий Казаринов.

В Белгороде первые шаги сделали ещё три года назад

По словам начальника департамента цифрового развития Белгородской области Евгения Мирошникова, три года назад руководство региона поставило задачу по улучшению сохранности дорог. Тогда на белгородских трассах появились первые автоматизированные рамки контроля. Они позволили понять масштаб проблемы, увидеть, сколько транспортных средств нарушают параметры дозволенной нагрузки.

Когда водители стали «избегать» рамок, объезжать или проезжать со скрытыми номерами, к ним в систему подключили камеры фото- и видеофиксации. Установили их на объездных дорогах, а также за 5 км до и после рамки. Такой единый подход позволил выявлять нарушителей в любых условиях.

«Фактически зарождение идеи анализа всего трафика на дорогах происходило в таком формате, — отмечает Евгений Мирошников. — Потом появилась идея установить 280 камер, которые собрали бы весь проезжающий трафик. Мы не фиксируем нарушения, а собираем базу абсолютно всех транспортных средств. На основе этих данных мы понимаем нагрузку на дороги, и, естественно, можем это использовать для огромного количества аналитических систем».

ИТС снизят количество ДТП и повысят качество дорог

В Белгородской области, внедряя интеллектуальные транспортные системы, органы власти ставят перед собой три цели: снижение количества дорожно-транспортных происшествий, увеличение срока сохранности дорожного покрытия, а также развитие IT-сервисов в дорожной сфере.

«Мы не считаем, что нужно сделать два умных перекрёстка или построить три новых светофора. Для нас ИТС — это комплексный подход. Мы хотим понимать, когда меняется движение в одном месте, как это отражается на других, и анализировать все 100%», — объясняет Евгений Мирошников.
Фото: Виктория Муратова
Фото: Виктория Муратова

Что появится в Белгородской области

В прошлом году в регионе утвердили трёхлетний план развития интеллектуальных транспортных систем. В основе лежит установка камер фото- и видеофиксации, которые распознают нарушения правил дорожного движения, парковки, весогабарита. Согласно плану, в области появится Центр организации дорожного движения, который сконцентрируется на анализе загруженности маршрутной сети, пассажиропотока и оптимизации дорожного движения. Здесь же будут разрабатывать алгоритмы работы светофоров и контроль соблюдения ПДД.

Внедрять ИТС будут в четыре этапа. До конца 2022 года транспортную систему города планируют оцифровать на 60% и построить 8 умных перекрёстков, установить 103 контроллера и 61 детектор автоматизированных систем управления дорожным движением, то есть умные светофоры, знаки и табло. В Белгороде установят 48 камер фото и видеофиксации, которые позволят контролировать соблюдение правил остановки, стоянки, благоустройства, бороться с нелегальными перевозками и нарушениями правил парковки. Зону платной парковки, кстати, расширят.

«У нас по городу 3 000 парковочных мест, а автомобилизация — больше полумиллиона машин. Мы в принципе не можем вместить все машины и удовлетворить тот спрос, который есть. Поэтому наша задача максимально с помощью цены управлять потоком и инициировать пересадку на общественный транспорт», — добавляет Евгений Мирошников.