Из чего обычно состоит каноничная тоталитарная антиутопия?
- 100%-й учет и контроль всего населения. Или официальной, зарегистрированной его части.
- Беспрекословное подчинение правящей доктрине.
видимость общего благополучия. - Относительно неплохое развитие промышленности, коммуникаций, медицины.
- Расслоение общества по каким-то не слишком гуманным принципам.
А теперь нам покажут одного винтика, который почему-либо хочет перестать быть частью бесперебойно работающего механизма, идет против системы, связывается с участниками сопротивления и воссоединяется со своей любовью, что по какой-то причине не вписывается в предназначенный ему жизненный маршрут.
Абсолютно все то же самое нам преподносит фильм "Бразилия", считающийся одним из лучших фантастических фильмов. Все то же самое - но в несколько особенном ключе, сатирическом и притом вполне романтичном.
Бразилия
Brazil
1985, режиссер Терри Гиллиам
Развитие общества хромает на все ноги. Мрачные здания опутаны кривыми толстыми трубами. Бюрократическая машина то и дело сбоит, отправляя в никуда невинных людей по причине халатности чиновников.
Богатые бездельники целыми днями прожигают жизнь.
Престижное трудоустройство осуществляется благодаря связям.
Молодой офисный работник Сэм видит фантастические сны - летает в ослепительном костюме по небу среди облаков на крыльях, пытаясь спасти красивую девушку из клетки.
Внезапно встретив ее реальное воплощение - Джилл, - узнает о том, что она пытается бороться с очередной несправедливостью и поэтому попадает в черные списки.
А еще встречает Гарри, невольного виновника путаницы, и узнает о его саботажной деятельности, подрывающей и без того расстроенные коммунальные структуры.
Почему "Бразилия"?
Помимо классической бразильской мелодии, навязчиво звучащей на протяжении всего фильма в соответствующих моменту аранжировках, есть еще одна версия названия.
Бразил - мифический остров у берегов Ирландии, окутанный туманами и тайнами, остров мечты и блаженства. Воплощение фантазий Сэма - и, вероятно, тот ментальный приют, который ожидает его в финале.
Опомнившись от этой чехарды, понимаешь, что именно здесь практически никакой общественной борьбы и громкого гуманизма не заявлено. Наш герой сражается с картонным мечом сам за себя, свою любовь... порой попирая благополучие тех, кто случайно оказался на пути. Здесь нет реального тыла, некуда бежать, кроме как внутрь себя.
Фильм довольно сумбурный, с кучей забавных моментов, абсурдных ситуаций, фееричных погонь и взpывов, отразивший множество стереотипов жанра как будто в кривом зеркале, содержащий кучу пересечений с другими антиутопиями. При этом грустный и смешной одновременно.
Хорошие актерские работы. Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд, Ким Грайст, Джим Бродбент и много-много еще. Отлично снятый эпизод преследования Сэмом девушки его мечты на грузовичке. И пронзительная сцена, когда Сэм пытается развернуть мусор, облепивший фигуру его друга...