Найти тему
По душам

Детей уже тошнит от Гоголя и Пушкина. Почему в школе из года в год изучают одних и тех же классиков

Оглавление

Скоро даже вид книги у детей будет вызывать зевоту.
Скоро даже вид книги у детей будет вызывать зевоту.

Поднимите руки, у кого дети любят уроки литературы. Или те, кому школа привила любовь к чтению. Думаю, таких окажется немного, и нисколько этому не удивлюсь. Пушкин, Лермонтов, Гоголь - безусловно, заслуженные классики, но из года в год одни и те же авторы, однообразная и не всегда понятная современным детям литература. Это конек нашей школьной программы. Либо кругозор составителей сего продукта так узок, что они других имен не знают, либо мы все еще застряли в прошлом веке…

Книга – это не нравоучение, а разговор по душам

Помню, в школе мне принципиально нравилось читать то, чего нет в программе и не читать то, что там есть. Потому что книга должна соответствовать состоянию души. Читатель должен быть готов ко встрече с ней, тогда он сможет погрузиться в ее глубину и насладиться путешествием в вымышленный автором мир.

Любовь к книге прививается с детства. Если ребенок предвкушает интересную историю, захватывающий сюжет, он с удовольствием будет знакомиться с книгой и даже просить ее. Но эта любовь убивается уже с шестого класса, если не раньше. Убийство начинается с Повести временных лет – кто-нибудь из вас помнит, о чем это произведение и чем оно ценно? Положа руку на сердце скажу, что сей шедевр не отпечатался в моей памяти ни в школе, ни в институте на филфаке, ни когда мы с дочкой обсуждали уже в рамках ее школьной программы. Вот отваливается от меня эта повесть и все! Ни уму, ни сердцу, как говорится…

Далее в шестом классе происходит знакомство с замечательными произведениями нашего гения Александра Сергеевича: Дубровский, Повести Белкина, Барышня-крестьянка, Выстрел, стихи о высоком. К Пушкину я отношусь с пиететом и не вижу ничего плохого в том, чтобы шестиклассники изучали его творчество. В седьмом классе мы снова встречаемся с отцом русской литературы: «увлекательная» Песнь о вещем Олеге, Борис Годунов, Станционный смотритель. В восьмом снова Пушкин: Капитанская дочка, Повести Белкина. Девятый класс: стихи, Евгений Онегин. Десятый: стихи, Медный всадник. Одиннадцатый класс уже без Пушкина. Очень коротенько Чехов, незаслуженно мало. А ведь Чехов тоже гений русского слова!

Грустно видеть, как дети заставляют себя читать, ведь книга может стать источником удовольствия.
Грустно видеть, как дети заставляют себя читать, ведь книга может стать источником удовольствия.

Много в программе произведений Гоголя, начиная с пятого класса, но Николай Васильевич хоть сюжетом берет, дети любят такое мрачненькое, нервы пощекотать. Однако Гоголь - автор самобытный, чудаковатый, с сумасшедшенкой, я бы сказала. Помнится, мне было даже страшновато его читать в детстве.

Михаила Юрьевича Лермонтова можно было изучить за два года: год стихи, год - проза. На мой взгляд, программа растянута, непропорциональна, одним и тем же из года в года пичкают детей, много мрачного, тяжелого, а потом удивляются – почему у школьников отвращение к классике. Да потому что передоз.

Очень мало красивой и поистине русской прозы Василия Шукшина, Михаила Шолохова, который научит любить и ценить богатую русскую речь. Почему не изучаются в школе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, "Солярис" Станислава Лема, «Generation “П”» Виктора Пелевина?

А Стругацкие где? Зато черта лысого Солженицына запихали в учебник 11 класса, куда ж без антисоветской пропаганды?!

А где современные авторы? Неужели в конце двадцатого-начале двадцать первого века русская литература умерла? Я понимаю, что с потерей традиций в перестройку русская литература обмельчала, но складывается впечатление, что за 30 прошедших лет вообще не было создано ничего, что достойно внимания.

Слово о полку Игореве - испытание для детей
Слово о полку Игореве - испытание для детей

Зарубежка не в почете

С русскими классиками все понятно. Это наше все, национальное достояние и т.п.. Но в чем причина игнорирования зарубежных классиков: Виктор Гюго, Вальтер Скотт, Оскар Уайлд, Габриэль Гарсиа Маркес, Кен Кизи, Рэй Бредбери, Эмиль Золя, Франц Кафка, Эрих Мария Ремарк. Этим авторам не нашлось даже скромного местечка в тени монументальной российской учебной программы. Ну хоть обзорно можно дать информацию и постараться побудить детей к самостоятельному изучению самых известных произведений мировой классики?

А как же учебник подросткового кризиса «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера? Эта книга рассказывает о переживаниях, родственных школьному возрасту. Такие произведения способны вызвать доверие юного читателя к книге.

Недооцененным и актуальным в наше время произведением я считаю «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Уверена, что оно нашло бы много откликов среди школьной аудитории.

Востребован и читаем был бы и «Граф Монте-Кристо». В пятом классе моя дочь была в восторге от этого романа и после неоднократно перечитывала его.

А какой был бы праздник чтения у детей, изучай они «Гарри Поттера» Джоан Роулинг и «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина. А Стивен Кинг - чем не классика уже? Вы скажете, что это развлекательная литература - кто надо, тот дома почитает. Но знакомить детей надо с разной литературой. Почему же в школе можно изучать только то, что скучно и непонятно?

Странно, что, имея цель развить в учениках потребность в самостоятельном чтении художественной литературы, образовательный стандарт, напротив, все делает для того, чтобы отвернуть детей от книг.

Я уже не говорю о пресной подаче неплохих и даже великих произведений учителями. Их так научили, либо сами не горят и дать нечего. Но, может, программа пошире да побогаче оживила бы их снотворный и рутинный преподавательский процесс.

Книга должна быть приятным собеседником, а не наказанием
Книга должна быть приятным собеседником, а не наказанием

Вообще интересно, кто решает, что читать или не читать детям в школе? Почему бы не давать произведения на выбор? Почему не изучается фантастика и фэнтези как жанры современной литературы? И неужели нет увлекательного и познавательного современного чтива?

Мне безумно жаль, что в школе наши дети читают из-под палки. Чтобы такого не происходило дома, мы устраиваем литературные вечера – читаем вместе и обсуждаем прочитанное. Только так удается сохранить тонкую связь ребенка с книгой.