Поднимите руки, у кого дети любят уроки литературы. Или те, кому школа привила любовь к чтению. Думаю, таких окажется немного, и нисколько этому не удивлюсь. Пушкин, Лермонтов, Гоголь - безусловно, заслуженные классики, но из года в год одни и те же авторы, однообразная и не всегда понятная современным детям литература. Это конек нашей школьной программы. Либо кругозор составителей сего продукта так узок, что они других имен не знают, либо мы все еще застряли в прошлом веке…
Книга – это не нравоучение, а разговор по душам
Помню, в школе мне принципиально нравилось читать то, чего нет в программе и не читать то, что там есть. Потому что книга должна соответствовать состоянию души. Читатель должен быть готов ко встрече с ней, тогда он сможет погрузиться в ее глубину и насладиться путешествием в вымышленный автором мир.
Любовь к книге прививается с детства. Если ребенок предвкушает интересную историю, захватывающий сюжет, он с удовольствием будет знакомиться с книгой и даже просить ее. Но эта любовь убивается уже с шестого класса, если не раньше. Убийство начинается с Повести временных лет – кто-нибудь из вас помнит, о чем это произведение и чем оно ценно? Положа руку на сердце скажу, что сей шедевр не отпечатался в моей памяти ни в школе, ни в институте на филфаке, ни когда мы с дочкой обсуждали уже в рамках ее школьной программы. Вот отваливается от меня эта повесть и все! Ни уму, ни сердцу, как говорится…
Далее в шестом классе происходит знакомство с замечательными произведениями нашего гения Александра Сергеевича: Дубровский, Повести Белкина, Барышня-крестьянка, Выстрел, стихи о высоком. К Пушкину я отношусь с пиететом и не вижу ничего плохого в том, чтобы шестиклассники изучали его творчество. В седьмом классе мы снова встречаемся с отцом русской литературы: «увлекательная» Песнь о вещем Олеге, Борис Годунов, Станционный смотритель. В восьмом снова Пушкин: Капитанская дочка, Повести Белкина. Девятый класс: стихи, Евгений Онегин. Десятый: стихи, Медный всадник. Одиннадцатый класс уже без Пушкина. Очень коротенько Чехов, незаслуженно мало. А ведь Чехов тоже гений русского слова!
Много в программе произведений Гоголя, начиная с пятого класса, но Николай Васильевич хоть сюжетом берет, дети любят такое мрачненькое, нервы пощекотать. Однако Гоголь - автор самобытный, чудаковатый, с сумасшедшенкой, я бы сказала. Помнится, мне было даже страшновато его читать в детстве.
Михаила Юрьевича Лермонтова можно было изучить за два года: год стихи, год - проза. На мой взгляд, программа растянута, непропорциональна, одним и тем же из года в года пичкают детей, много мрачного, тяжелого, а потом удивляются – почему у школьников отвращение к классике. Да потому что передоз.
Очень мало красивой и поистине русской прозы Василия Шукшина, Михаила Шолохова, который научит любить и ценить богатую русскую речь. Почему не изучаются в школе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, "Солярис" Станислава Лема, «Generation “П”» Виктора Пелевина?
А Стругацкие где? Зато черта лысого Солженицына запихали в учебник 11 класса, куда ж без антисоветской пропаганды?!
А где современные авторы? Неужели в конце двадцатого-начале двадцать первого века русская литература умерла? Я понимаю, что с потерей традиций в перестройку русская литература обмельчала, но складывается впечатление, что за 30 прошедших лет вообще не было создано ничего, что достойно внимания.
Зарубежка не в почете
С русскими классиками все понятно. Это наше все, национальное достояние и т.п.. Но в чем причина игнорирования зарубежных классиков: Виктор Гюго, Вальтер Скотт, Оскар Уайлд, Габриэль Гарсиа Маркес, Кен Кизи, Рэй Бредбери, Эмиль Золя, Франц Кафка, Эрих Мария Ремарк. Этим авторам не нашлось даже скромного местечка в тени монументальной российской учебной программы. Ну хоть обзорно можно дать информацию и постараться побудить детей к самостоятельному изучению самых известных произведений мировой классики?
А как же учебник подросткового кризиса «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера? Эта книга рассказывает о переживаниях, родственных школьному возрасту. Такие произведения способны вызвать доверие юного читателя к книге.
Недооцененным и актуальным в наше время произведением я считаю «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Уверена, что оно нашло бы много откликов среди школьной аудитории.
Востребован и читаем был бы и «Граф Монте-Кристо». В пятом классе моя дочь была в восторге от этого романа и после неоднократно перечитывала его.
А какой был бы праздник чтения у детей, изучай они «Гарри Поттера» Джоан Роулинг и «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина. А Стивен Кинг - чем не классика уже? Вы скажете, что это развлекательная литература - кто надо, тот дома почитает. Но знакомить детей надо с разной литературой. Почему же в школе можно изучать только то, что скучно и непонятно?
Странно, что, имея цель развить в учениках потребность в самостоятельном чтении художественной литературы, образовательный стандарт, напротив, все делает для того, чтобы отвернуть детей от книг.
Я уже не говорю о пресной подаче неплохих и даже великих произведений учителями. Их так научили, либо сами не горят и дать нечего. Но, может, программа пошире да побогаче оживила бы их снотворный и рутинный преподавательский процесс.
Вообще интересно, кто решает, что читать или не читать детям в школе? Почему бы не давать произведения на выбор? Почему не изучается фантастика и фэнтези как жанры современной литературы? И неужели нет увлекательного и познавательного современного чтива?
Мне безумно жаль, что в школе наши дети читают из-под палки. Чтобы такого не происходило дома, мы устраиваем литературные вечера – читаем вместе и обсуждаем прочитанное. Только так удается сохранить тонкую связь ребенка с книгой.