Недавно Клиент обратился ко мне с таким вопросом: "Купили путевку в Китай еще в декабре, собирались улетать в марте, но границу закрыли. Что делать?"
Сразу скажу, что проблему мы решили за максимально короткие сроки и без суда: оперативно подали заявление-претензию, и деньги Клиенту были возвращены в полном объеме. А теперь подробности.
Данные правоотношения регулируются Законом РФ от 07.02.192 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Этот закон предусматривает ряд штрафных санкций для Потребителя в случае оказания услуги/выполнения работ/продажи товаров ненадлежащего качества.
ВАЖНО: для применения штрафных санкций необходимо ПРАВИЛЬНО сформулировать и подать требования к Исполнителю/Изготовителю/Продавцу. ПРАВИЛЬНО - это письменно, со ссылкой на законы.
В помощь Потребителю Ростуризм на своем официальном сайте (www.russiatourism.ru) разместил информацию, что:
В связи со сложившимися в мире обстоятельствами и ввиду наличия угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия российских туристов, выезжающих за границу, они имеют безусловное право на расторжение договора с возвратом уплаченной денежной суммы.
Той же позиции придерживается и Верховный Суд РФ (www.vsrf.ru), который в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2019), (утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 19 г.) указывает, что:
Если Ростуризм объявляет о возникновении для туриста какой-либо угрозы его безопасности в той или иной стране до начала путешествия, то договор может быть расторгнут, а денежные средства за турпутевку - возвращены Потребителю.
То есть Потребитель имеет законное право на возврат денежных средств, оплаченных за путевку. При этом совсем не обязательно скандалить, угрожать и бегать по всем инстанциям. Достаточно напомнить Турагентству/Туроператору о Ваших правах и об их обязанностях (со ссылкой на вышеуказанные правовые нормы).
Что изменилось в апреле с появлением Распоряжения Правительства РФ от 04 апреля 2020 г. № 898-р?
Если коротко о содержании Распоряжения, то государство даёт возможность Туроператорам воспользоваться средствами из определенного фонда для возврата Туристам денег за путевки.
Особенности Распоряжения:
- У туроператора есть право, а не обязанность воспользоваться средствами из Фонда.
- У туроператора не возникает обязанности незамедлительно вернуть деньги Туристам.
Еще раз обращаю внимание, что система возврата денежных средств распространяется на следующие случаи:
1. В отношении тех стран, которые закрыли въезд российских туристов.
2. В отношении тех стран, которые Ростуризм указал как представляющие угрозу безопасности жизни и здоровья российских граждан.
3. Дата начала тура - до 01 июня 2020 г.
Таким образом, на сегодняшний день деньги за путевку вернут не всем, но государство в некоторой мере оказывает поддержку (в том числе - материальную).
Если у Вас остались вопросы и сомнения - обращайтесь, буду рада помочь.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал!