Ливия – одно из самых энергетически богатых государств мира. В XX веке страна была одним из крупнейших поставщиков нефти и газа, и в настоящее время запасы углеводородов делают ее потенциально привлекательной для многих международных игроков. В 2014 году в Ливии началась очередная гражданская война. Россия всегда придерживалась роли «третьей стороны» во внутренней политической ситуации в Ливии и находилась в контакте и с Премьер-министром Правительства национального согласия Ливии Фаизом Сараджем (в н.в. занимает Триполи – столицу государства), и с Халифой Хафтаром – верховным главнокомандующим Ливийской национальной армии, который вместе с союзниками контролирует значительную часть арабской страны. Так, Президент РФ Владимир Путин отметил, что «самое правильное было бы найти такое решение между конфликтующими сторонами, которое бы позволило прекратить боевые действия и договориться о том, кто, как и в рамках каких полномочий будет управлять страной». В чем же интерес России в мирном урегулировании ливийского конфликта? Ведь РФ обладает достаточным военным потенциалом, чтобы выступить в качестве миротворческой силы, поддержав одну из сторон, как, например, в Сирии.
Дело в том, что Сарадж и Хафтар – это лишь две верхушки огромных айсбергов, которые готовы столкнуться друг с другом с невиданной силой. Премьер-министр объединяет вокруг себя коалицию самых разных сил: от исламистов до западно-ливийских племен. Маршала же поддерживают большинство крупных арабских стран, в т.ч. Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и ряд европейских стран, включая Францию. Как показала история, из-за внешнего вмешательства во внутренние дела страны и зверского убийства Муаммара Каддафи – Главы Ливии с 1969 по 2011 года – отношения между враждующими племенами государства обострились до предела, и малейшая эскалация ситуации приведет к кровопролитию.
Многие мировые лидеры ясно понимают всю опасность ситуации. Однако в январе этого года Министр обороны США Марк Эспер заявил, что Вашингтон не будет выводить военный контингент из Африки. Это значит, что существует вероятность создания американской военной базы в Ливии, в которой страны-участницы НАТО уже успели провести несколько интервенций. Например, в 2011 году прошла т.н. «Гуманитарная интервенция», в результате которой только за первые 2 месяца погибло 718 человек и 4067 было ранено. В тоже время часть стран расценило действия сил международной коалиции как выходящие за рамки резолюции Совета Безопасности ООН № 1973 и нарушение суверенитета государства. В числе стран, выступивших с подобными заявлениями, были в т.ч. Россия и Турция.
Здесь хочется отметить, что «военная помощь США» всегда выходила для стран, в которых Вашингтон решил «восстановить демократию», боком. Вспомнить, например, бомбардировки Югославии силами НАТО, операцию США «Несокрушимая свобода» в Афганистане, результатом которой стало увеличение оборота наркотиков, или вторжение США в Ирак, которое лишь дестабилизировало ситуацию на Среднем Востоке и спровоцировало появление «Исламского государства» (ИГИЛ). А в Сирии в настоящее время разворачивается настоящая гуманитарная катастрофа: США контролируют там добычу нефти и занимаются неприкрытым разграблением богатств, которые принадлежат сирийскому народу.
Но вернемся в Ливию. Несмотря на более близкие отношения российского руководства с Хафтаром, Россия побуждает обе конфликтующие стороны к переговорам, т.к. видит в Ливии достойного и сильного партнера. У Российской Федерации нет цели создания своего сателлита. Напротив, возобновление старых контрактов и поиск новых видов сотрудничества с арабской страной возможны только после реального восстановления мира и единства внутри государства. Тем более, что Россия и Ливия имеют давнюю историю плодотворного сотрудничества.
СССР был первым государством, признавшим новый режим власти в стране в 1969 году, после чего руководство Ливийской Арабской Республики сразу же заявило о стремлении развивать сотрудничество с СССР во всех сферах. Последующие годы стали периодом интенсивных политических, торгово-экономических, культурных и прочих связей между двумя странами. Большая часть ливийского офицерского корпуса прошла обучение в СССР (включая Халифу Хафтара), общие поставки оружия в советский период оцениваются в 20 миллиардов долларов.
В 2008 году между Ливией и Россией было заключено Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, достигнута договоренность о создании совместного банка и ряд других соглашений, стимулирующих набранную динамику отношений. В апреле 2015 года на встрече министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с премьер-министром Ливии Абдаллой Абдуррахманом ат-Тани, последний заявил, что надеется на помощь России в восстановлении ливийских государственных институтов, военной мощи Ливии, а также безопасности в стране через усилия в том числе в рамках международных организаций. А буквально на днях, 19 февраля 2020 года, Министр обороны России Сергей Шойгу вновь встретился с командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) маршалом Халифой Хафтаром: коллеги обсудили текущую обстановку в Ливии. Важно отметить, что стороны подчеркнули принципиально важную роль переговоров в урегулировании военного конфликта внутри государства.
Ливии нужен сильный партнер, который не будет разрушать страну изнутри, а наоборот поддержит ее и поможет урегулировать конфликт исключительно мирным путем. Всеми этими качествами обладает уже громко заявившая о себе на международной арене Россия, чей голос имеет сильный вес и авторитет.