Найти в Дзене
Бизнес-Газета

Детали. Новая мошенническая схема «такси от банка»

Оглавление

Мошенники начали использовать такси, чтобы убеждать жертв переводить деньги на счета злоумышленников. Разберем схему на детали.

Суть вопроса

По данным "Известий", по новой схеме мошенничества, жертву, у которой нет онлайн-банка, обманом вынуждают перевести деньги через банкомат и под видом новой услуги обеспечивают ей трансфер до АТМ. Этот сценарий направлен на пожилых одиноких людей, которым не с кем посоветоваться, но хочется чувствовать, что о них заботятся.

А как удалось раскрыть схему?

Директор по мониторингу операций и диспутам Альфа-банка Алексей Голенищев рассказал "Известиям", что несколько человек обратились в кредитную организацию с жалобами: им звонили с номера, который начинался с «8 800», и сообщали, что с карты пытались списать несколько тысяч рублей. У потенциальных жертв не было интернет-банка, поэтому дальнейшие действия разворачивались по новому сценарию.

Пострадали только клиенты Альфа-банка?

К сожалению, нет, в Сбербанке также зафиксировали такую схему мошенничества. Услуга «такси от банка» стала популярной в последнее время — попытки обмана таким способом стали регистрироваться внутри банковского сообщества, подтвердил наличие проблемы управляющий директор Абсолют Банка Олег Кусеров. Он отметил, что такой сценарий направлен в основном на людей преклонного возраста, которых легко обмануть. При этом клиентам не дают времени на раздумья.

Мошенники снимают крупные суммы?

В Ак Барс Банке рассказали, что сумма ущерба от таких операций может составлять десятки тысяч рублей: обычно обманутый клиент совершает несколько денежных переводов, не превышающих 15 тыс. рублей.

Схема мошенников только начинает набирать обороты?

Да. По словам директора департамента информбезопасности банка «Открытие» Ильи Сулоева, который также знает о новом сценарии обмана, затраты злоумышленников на трансфер по сравнению с «прибылью» минимальны. По ожиданиям эксперта, число подобных инцидентов в крупных городах будет только увеличиваться.

А что об этом думает регулятор?!

Банк России неоднократно обращал внимание на мошенническую схему, при которой злоумышленники обманным путем вынуждают человека совершить операцию по переводу денег через банкомат: сервис «такси от банка» — ее разновидность, сообщает «Известия» со ссылкой на пресс-службу регулятора. В ЦБ подчеркнули, что сотрудники банков при подозрении на совершение несанкционированной операции со счета клиента никогда не будут предлагать ему совершать какие бы то ни было операции через банкоматы.

Ну надо же такое придумать... такси до банка!

На самом деле, сервис заказа автомобилей есть в некоторых кредитных организациях, но он доступен лишь лицам с премиальным обслуживанием, об этом также пишут "Известия" со ссылкой на председателя правления банка «Фридом Финанс» Геннадия Салыча. Он отметил, что люди пожилого возраста к категории таких клиентов обычно не относятся. С одной стороны, пенсионерам не к кому обратиться за помощью в ситуации, когда говорят о попытке кражи денег с карты, а с другой — им требуется общение и ощущение заботы.

А у пенсионеров много средств в банках?

По данным ЦБ и Агентства по страхованию вкладов, порядка 40% пенсионеров имеют вклады. Средний размер каждого из них — 450 тыс. рублей. Также у пожилых людей могут быть крупные суммы и на картах. Получается, заказывая трансфер потенциальной жертве, мошенники рискуют несколькими сотнями рублей ради возможного крупного «куша» в сотни тысяч.

Очевидно, преступникам "сливают" информацию работники банков...

Да, к сожалению, подобные мошенничества не проходят без участия менеджеров банковских отделений, которые могут разглашать банковскую тайну о размере вклада знакомым злоумышленникам.

"Бороться с уводом средств с помощью социальной инженерии как по сценарию «такси от банка», так и по любому другому помогут системы антифрода, которые отслеживают подозрительную активность клиентов, и DLP-системы для защиты от утечек информации из банков", — считает руководитель отдела аналитики и спецпроектов компании по кибербезопасности InfoWatch Андрей Арсентьев, его слова приводит издан

И как с этим бороться?

По мнению экспертов рынка, основной метод борьбы — повышение финансовой грамотности населения. Что касается новой схемы, то здесь особенно важна беседа с клиентами возраста «60+». По мнению Геннадия Салыча из «Фридом Финанс» лучший вариант предотвратить такие хищения — показывать социальную рекламу по телевизору, ведь клиенты пенсионного возраста действительно редко пользуются онлайн-банком и интернетом.