Вот такой в высшей мере интересный документ однажды всплыл на просторах Инета (см. комментарии).
Письмо на имя начальника отдела Следственного комитета Республики Беларусь от научного руководителя историко-культурной ценности Брестская крепость В.Н.Казакова. Для тех кто не в курсе, в Беларуси научный руководитель конкретной историко-культурной ценности (как бы нелепо бы это не звучало) отвечает за все вопросы ее сохранения и реставрации. Это самый главный защитник объекта культурного наследия.
Но, к удивлению, мы видим, что в документе обосновывается не реставрация крепости, а... строительство нового автомобильного моста и въезда в Кобринское укрепление Брестской крепости через существующий вал со стороны улицы Гоголя.
Напомню, что изначально инициатором строительства было руководство города в лице председателя горисполкома А.С.Палышенкова. Им неоднократно разъяснялась общественности важность этого строительного проекта исходя из необходимости вывоза по осени сухих листьев с территории Мемориального комплекса Брестская крепость-герой. "Северные ворота выработали свой ресурс" - листья больше возить нельзя. А как же быть с другими воротами и технологическим проездом способным пропустить через себя танковую колонну? Пришлось версию поменять на улучшение свободного доступа во время проведения массовых мероприятий. Вдруг кого задавят в существующих проходах и проездах? Время шло, версии множились, а мост тихой сапой строился. В результате мост в никуда (пока в никуда) к концу 2014 года был построен, при этом снесен участок вала III равелина и намертво перекрыта какая-либо возможность перспективного использования рва крепости для водных прогулок.
Следующий этап - снос участка куртины IV фронта и засыпка воронки на месте подрыва советских саперов при разминировании Северо-западных ворот. Сейчас только озеро в воронке в окружении плакучих ив напоминает о трагедии 1944 года.
Что примечательно, в документе черным по белому написано о том, что мост строился городом не за счет своих средств, а за счет республиканского бюджета, отпущенного на строительства Западного обхода. А это как минимум нецелевка, если не прямое воровство. Нового моста в крепость в проекте Западного обхода не было. Да и самого проекта моста к началу строительства тоже.
И куда Батька смотрит, если его следственный комитет бездельничает? Не порядок.
Про начало строительства моста в марте 2013 года было тут
Снос вала и солдатские останки - май 2013 года
Затем строительство было заморожено. Достроен мост в 2014 году, но фотографий у меня этого шедевра памятникоохранного ремесла по-беларуски нет. Как там сейчас дела не могу сказать, но не думаю, что все кардинально поменялось, мост снесли, а уничтоженную часть Брестской крепости восстановили краше прежнего