В этой статье мы сделаем первые шаги к пониманию идей Ницше о нигилизме в преддверии последующих статей, в которых исследуются его мысли о том, как его преодолеть. Рассмотрим почему людям необходимо иметь смысл жизни, связь между необходимостью смысла и страданием и почему традиционно этот смысл существовал в другой реальности.
«Постепенно человек стал фантастическим животным, которое должно выполнять еще одно условие существования, чем любое другое животное: человек должен время от времени верить, знать, почему он существует; его раса не может процветать без периодического доверия к жизни ». ( Веселая наука, Фридрих Ницше )
Что такого в человеческом существовании, которое заставляет людей верить, что жизнь имеет смысл? В предыдущей статья мы отметили, что Артур Шопенгауэр утверждал, что именно неизбежность страдания в сочетании с осознанием неизбежности смерти создает эту потребность. Ницше, вероятно, под влиянием Шопенгауэра, утверждал, что потребность в значении для жизни тесно связана с необходимостью иметь смысл для страдания.
«Человек, храбрейший из животных и наиболее привыкший к страданию, не отвергает страдание как таковое; он желает этого, он даже ищет это, при условии, что ему показывают значение для этого, цель страдания. Бессмысленность страданий, а не страдания сама по себе, была проклятием, которое до сих пор лежало на человечестве ». ( О Генеалогии Морали, Фридрих Ницше)
Таким образом, чтобы выдержать трудности человеческого существования, людям необходимо верить, что их страдания имеют цель. До середины 20 века подобная цель чаще всего находился в рамках религиозных догм. И возникает вопрос, почему смысл жизни традиционно находился в другой реальности, а не в этой.
Одной из возможных причин является то, что в жизни каждого человека бывают моменты, когда они испытывают блаженное чувство полного безмятежности и радости.Эти моменты редки и приводят к тому, что человек устанавливает дихотомию между своим типичным жизненным опытом, который немецкий философ Гете назвал « вечным катанием камня, который должен быть снова поднят навсегда », и этими редкими переживаниями чистой радости.
Яркие моменты блаженства создают желание жить жизнью, наполненной только этими моментами радости. Однако, как ни старайтесь, этот идеал вечной вечной радости - иллюзия, и люди с трезвым разумом вскоре понимают, что в этом земном существовании утопическое счастье невозможно.
«… Остается побег: вынести приговор всему миру, чтобы стать обманом, и изобрести мир за его пределами, настоящий мир». ( Воля к власти, Фридрих Ницше)
Уильям Джеймс в своей книге «Разнообразие религиозного опыта» повторяет идею о том, что люди хотят избавиться от всех отвратительных аспектов земного существования и жить жизнью, полной постоянного счастья и блаженства:
«Тот факт, что мы можем умереть, что мы можем заболеть, это то, что сбивает нас с толку; тот факт, что сейчас мы живем и хорошо себя чувствуем, не имеет отношения к этому недоумению. Нам нужна жизнь, не соотносимая со смертью, здоровье, не подверженное болезням, вид добра, который не погибнет, на самом деле добродетель, выходящий за пределы Блага природы ». ( Разнообразие религиозного опыта, Уильям Джеймс )
В следующей статье мы исследуем разнообразие истинных мировых теорий, и, увидим, эти теории принимают множество тонких и обманных форм, помимо хорошо известных теорий религии. Это подготовит почву для исследования последствий того, что Ницше провозгласил «смертью бога», что является символом растущего скептицизма в отношении истинных мировых теорий.
Затем мы закончим эту серию, показав, что Ницше не считал нигилизм оправданной позицией, а считал его болезнью. Будучи болезнью, любому человеку, страдающему этим заболеванием, необходимо встретиться с ним лицом к лицу в попытке преодолеть его.
Все мои статьи в телеграм по ссылке: https://t-do.ru/philostone