Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Виллисов про спектакли театра Rimini Protokoll

Отрывок из книги критика Виктора Виллисова «Нас всех тошнит». Поговорим об одном из самых успешных экспериментальных театров современности.

Швейцарская труппа Rimini Protokoll за последние двадцать лет радикально поменяла мировой театральный ландшафт. Но не только тем, что обратилась к документальности в рамках делегированного перфоманса, но и тем, что в сущности изобрела тип мобильного франшизного театра, который за три копейки переносится с одного континента на другой.

Remote X один из самых известных проектов компании. X в названии заменяется названием города, в котором спектакль играют. В России группа запускала Remote Moscow, Saint-Petersburg и Perm последний проходил в рамках Дягилевского фестиваля.

Максимальное число участников спектакля 50 человек. Они именно участники, язык не поворачивается назвать их зрителями. Каждому выдают проводные наушники, подключенные к компактному FM-ресиверу. В спектакле есть волонтеры, которые помогают участникам, и администратор, который несет рюкзак с радиотрансмиттером.

В чем суть спектакля?

Группа участников должна пройти определенный городской маршрут примерно на полтора часа общего времени, по ходу выполняя определенные действия, о которых их просят через наушники. В наушниках не звучит заранее записанный голос живого человека. Вместо этого участниками управляет синтезированный голос, озвучивающий предписанный текст первую половину спектакля это голос женщины, вторую мужчины.

-2

Проект, как и многие у Rimini Protokoll, посвящен телесности, жизни и умиранию, памяти и нахождению человеком себя в урбанистическом пространстве. Маршрут всегда начинается с кладбища, где каждому частнику предагается выбрать могилу по душе и рассмотреть ее поближе, выяснив возраст, в котором умер человек, предположив его род занятий.

Затем следуют переходы через светофоры. Голос в наушниках настаивает, чтобы те, кто раньше пришел к дороге, подождали других так «рождается стая».

В разных городах участники едут в трамвае, автобусе или электричке, заходят в супермаркет и начинают коллективно делать зарядку, встают в одной из общественных зон и смотрят на проходящих мимо людей как на спектакль, а затем синхронно аплодируют им.

-3

Участники заходят в церковь и садятся там отдохнуть в этот момент голос превращается из женского в мужской. В самом конце спектакля всем необходимо подняться на крышу жилого дома обязательно туда, где есть открытая площадка обзора, и осмотреться.

Там в конце представления из труб, проведенных заранее прямо под ноги участникам начинает идти пар окружающая реальность растворяется в белых облаках. Участники аплодируют сами себе или идее спектакля и сдают оборудование.

Финал Remote X вырос из раннего проекта Rimini Protokoll «Зонд Ганновер». Там зрителей тоже заводили на крышу в застекленное помещение. Их рассаживали перед стеклом, занавешенным красной шторкой (пародия на театральный занавес). С началом спектакля штора отодвигалась и зрителям предлагалось при помощи биноклей рассматривать ландшафт Ганновера.

Есть у группы и еще один выдающийся спектакль без участия людей парадоксальным образом абсолютно гуманистический. Проект называется «Наследие. Комнаты без людей». В России его показывали на фестивале «Территория» в 2017 году.

-4

В музейном пространстве из фанеры и металла выстроена герметичная конструкция, представляющая собой небольшой овальный холл и по обеим его сторонам автоматически открывающиеся двери. ведущие в семь комнат. На потолок холла проецируется карта Земли, где на основе усредненной статистики эмулируется человеческая смертность вспыхивающие тут и там белые точки символизируют умерших в этот момент людей.

Сами же комнаты не похожи друг на друга. Каждая из них содержит историю конкретного человека или пары людей; эти истории были собраны группой Штефана Кеги в процессе живого интервьюирования жителей Швейцарии, которые решили подготовиться к своей смерти (и на момент спектакля некоторые из них уже скончались).

В комнатах предлагается ознакомиться с их материальным наследием: вещами, домашней обстановкой, фотографиями, инструкциями наследникам. Там есть возможность ознакомиться с аудио и видеоконтентом. На посещение комнаты отводится ограниченное время, отмеряемое большими красными цифрами таймера.