Вместо того, чтобы заняться в ЕАЭС фундаментальной интеграцией, сетует Лукашенко, «мы устроили какую-то канитель и возню, доходящую до мордобоя».
За союз без понуждения, барьеров и изъятий...
А ведь Беларусь, заявил Лукашенко, готова к реальной интеграции, но без понуждения. “Мы остаемся, как всегда, привержены реальной интеграции без понуждения к интеграции (новый термин появился в союзе - "понуждение к интеграции"). И странно, что началось это с понуждения к интеграции Беларуси. Понимаете, о чем идет речь".
Эти и другие откровения Александра Григорьевича довелось выслушать председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаилу Мясниковичу. Он - бывший глава администрации президента Беларуси, бывший премьер-министр Беларуси. Нынче работает в Москве в структурах ЕАЭС. Повод для встречи —рассмотрение стратегии евразийской интеграции до 2025 года.
Лукашенко привёл такие цифры: сейчас в ЕАЭС есть 14 изъятий, 37 ограничений и 15 барьеров. "Их же давно надо было снять.Что нас держит в союзе, если кругом препятствия, барьеры и изъятия» , - задал он риторический вопрос
...а также пофигизма
Но сильнее всего огорчает Лукашенко необязательность и своеволие российских министров:
«Не успели с Путиным договориться о том, что они нам за счет премий или там чего-то (это их дело) компенсируют снижение этой пошлины (если, например, мы $ 1 млрд от пошлины получали в прошлом году, а сегодня $ 700 млн, то $ 300 млн Россия компенсирует), вечером уже министры по-своему трактуют наши договоренности — двух президентов. Беру запись разговора: четко, черным по белому была договоренность, что разницу нам компенсируют. То есть финансово мы останемся на уровне прошлого года. Этого нет. Ну что это за союз такой».
Не лучше обстоят дела с ценообразованием на поставляемый из России природный газ. "Нам говорят: $127 (за 1 тыс. куб.м) - это благо. Вы знаете, по сколько Польша сегодня получает американский газ, который надо превратить в жидкое состояние, привезти сюда, регазифицировать и по трубе поставить? 90 долларов!».
Он напомнил, что российские компании необоснованно настаивали на уплате им дополнительной премии при поставках нефти в Беларусь: «мы вам продадим нефть по мировой цене, но вы еще нам на каждой тонне заплатите премию».
Ну разве о таком союзе шла речь изначально?
Ведь, по мнению Лукашенко: «Тех свобод, которые мы когда-то декларировали, сегодня практически нет. Или они есть, можно сказать мягко, не в полном объеме. Допустим, свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Это фундамент строительства нашего союза. Мы до сих пор этого не имеем. И знаете почему - пофигизм, основывающийся на каком-то безразличии отдельных государств. Другие видят себя в другом союзе, просто телепаются в ЕАЭС и ждут какого-то удобного момента, чтобы выскочить из него».