Найти в Дзене

Психлогические защиты: Регрессия и Идентификация

Назад в детство
Назад в детство

Регрессия — один из интересных способов психологической защиты. Используя его, человек смягчает тревогу путём возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Эту защиту часто используют дети, при появлении нового ребёнка в семье.

Уже подросший малыш может просить соску, перестаёт ходить в туалет самостоятельно, как бы возвращается в младенчество, с целью получить столько же любви и внимания, как и младший. Если вы заметили такое поведение у своего ребёнка, попробуйте проиграть с ним этот этап — дайте ему соску, покормите с ложки, запеленайте, поносите на ручках — только не ругайте, и не говорите ему "Ты же уже большой".

У взрослых можно наблюдать следующие проявления — при стрессовой ситуации человек начинает крутить волосы, кривляться, говорить тонким голоском, даже словарный запас может резко регрессировать. В ссорах "дуется" и не разговаривает, легко начинает плакать.

В тяжёлых ситуациях такой механизм проявляется в полном отказе от ответственности за себя, тунеядстве, склонности к неумеренному потреблению удовольствий (алкоголь, наркотики, компьютерные игры и т.д.)

Может он не со зла?
Может он не со зла?

Идентификация — очень важная психологическая защита, играющая значимую роль в формировании личности. При идентификации ребёнок или взрослый примеряет на себя чувства, мысли, действия значимого для себя объекта идентификации. Таким объектом может выступать родитель, значимый взрослый, киноактёр.

Но идентификация может быть как положительной, так и отрицательной. Во втором случае психика использует это защиту для снятия тревоги путём идентификации с агрессором.

Самым ярким примером является так называемый стокгольмский синдром. Когда группа заложников через шесть дней после освобождения заявляла, что боялась не террориста, захватившего банк и взявшего их в заложники, а полицейских. Они требовали освободить его, и, по некоторым данным, собирали деньги на лучшего адвоката. И даже когда преступника посадили, продолжали держать с ним связь и навещать в тюрьме.

Это самый известный, но далеко не единственный случай работы данной психологической защиты. Заключённые в концлагерях часто выступали на стороне фашистов, отстаивали их идеи. Жертвы домашнего насилия с радостью берут "часть вины" на себя и защищают агрессоров.

Вот такая парадоксальная, но очень важная защитная реакция нашей психики.