Мы слушали и наблюдали Вселенную в течение десятилетий, но мы все еще не уловили сигнал от другой цивилизации. Ни че го. Почему же так? Ведь в среднем, в галактике сотни миллиардов звёзд, а иногда и до триллиона доходит. У каждой звезды есть планеты. А всего галактик триллионы! Представляете? Да че вы мне рассказываете, представить реальный масштаб у вас вряд ли получится, это за гранью нашего мышления. Но к теме. Почему же, при такииих масштабах... ни одной разумной цивилизации (включая нас, ха-ха).?
«Есть только два варианта. Либо мы одни в космосе, либо нет. Оба одинаково страшны.»
Это утверждение писателя-фантаста Артура Кларка, который в нескольких работах попытался обрисовать, как выглядит контакт людей с внеземной цивилизацией.
Вселенная огромна. Только размер ее видимой части составляет около девяноста миллиардов световых лет.
Мы можем только догадываться, что стоит за ней и действительно ли мы единственная форма жизни, которая существует.
Учитывая возраст Вселенной и предполагаемое количество планет в ней, вполне нормально ожидать, что жизнь будет где-то еще. И все же мы до сих пор не нашли его, и мы спрашиваем, где все инопланетяне.
Большой парадокс
Идея, что во Вселенной может существовать жизнь за пределами Земли, имеет возраст не менее четырехсот лет. Один астроном уже писал, что звезды на небе - это миры, которые могут быть похожими на Землю и иметь животных и обитателей.
Он осмелился усомниться в том, что Земля является центром вселенной.
Размышления о жизни за пределами Земли вернулись на первый план в девятнадцатом веке. Люди тогда думали, что Марс может быть обитаемым.
Немецкому математику Чарльзу Фридриху Гауссу приписывают идею общения с инопланетными существами посредством математики. Он хотел создать огромный прямоугольный треугольник и три квадрата на поверхности Земли.
Образец должен был символически представить теорему Питагора. Он должен был быть таким большим, что его можно было увидеть с Марса или Луны. Если бы на них жили инопланетяне, они могли бы вступать в контакт с людьми.
Красная планета
Астрономы с простыми телескопами также вызвали волну интереса к красной планете. На их поверхности они видели длинные линии. Они предположили, что обнаружили оросительную систему цивилизации, которая живет на планете или хотя бы когда-то жила.
Когда технологии улучшились в начале 20-го века, астрономы поняли, что они не правы. Их смутила их оптическая иллюзия.
В настоящее время, используя современные технологии, астрономы больше не могут видеть только Марс. Обсерватории также видят галактики, образованные вскоре после Большого взрыва. Они обнаружили тысячи планет, звезд и галактик - но никаких признаков пришельцев.
Учитывая возраст вселенной, у гипотетических цивилизаций были миллионы лет, чтобы развиваться и расширяться. Статистика также говорит о том, что мы уже встречали инопланетян.
Тем не менее, астрономы все еще не сталкивались ни с каким сигналом или даже доказательством того, что жизнь существовала где-то еще. Это противоречие называется парадоксом Ферми.
Две группы объяснений
Где все? Этот вопрос физик Энрико Ферми задал коллеге в 1950-е годы во время обеда. Это вошло в историю под его именем. Физик задавался вопросом, почему мы не знали никого другого, когда в такой большой Вселенной было так много планет.
Парадокс Ферми имеет несколько объяснений. Все они могут быть разделены на две основные группы.
Первые говорят, что мы не встретили жизнь во Вселенной просто потому, что нет никого, кроме нас. Вторая группа считает, что внеземные цивилизации находятся где-то и что есть разумные причины, по которым мы еще не знаем о них.
«Взгляд отражает то, что мы хотим видеть.»
Писатель Джефф ВандерМир
Любое размышление о том, где находятся инопланетяне, должно опираться на человеческую субъективность, предупреждает писатель Джефф ВандерМир.
«Взгляд наружу отражает то, что мы хотим видеть. Поэтому любая методология, которую мы ищем для внеземной жизни, должна учитывать ограничения человеческой перспективы. Часть проблемы заключается в том, что у нас есть только пять чувств. И какую бы технологию мы ни пытались усовершенствовать, для нашего воображение до сих пор трудно вырваться из этих чувств, "
Проще говоря, когда астрономы ищут сигналы, они фокусируются на технологическом происхождении. Таким образом, они исключают другие формы жизни, которые не связаны электромагнитными волнами.
Даже поиск «разумных» существ скрывает человеческое определение интеллекта.
Мы одни: есть аргумент
Суть объяснений в первой группе проистекает из идеи под названием «Большой фильтр». Это событие, с которым столкнется одна форма жизни. Другими словами, это момент, когда жизнь вряд ли сможет его преодолеть.
Это также может быть само появление жизни или открытие очень мощной технологии, которая может принести пользу или разрушить все. События, не зависящие от цивилизаций, такие как гамма-всплеск или взрыв сверхновой, также могут быть фильтром.
Центральный вопрос - когда возникает Большой Фильтр.
«Для человека лучшим вариантом было бы ничего не найти, никаких следов жизни» — сказал философ Ник Бостром. На это также указывает название его эссе «Великое молчание» приносит большую надежду.
Это означало бы, что худшее позади, и мы первые на сцене. В любом случае, мы не будем обнаруживать никаких чужих сигналов.
Наоборот, чем более продвинутые организмы мы найдем, тем хуже будет для нас.
Если бы мы нашли следы вымершей и даже немного более продвинутой цивилизации, это было бы худшей новостью в мире. Почему? Большой фильтр будет в ближайшее время.
И шансы на выживание будут практически нулевыми, учитывая природу фильтра.
«Возможно также, что человечество является первой в мире продвинутой формой жизни. И это станет проблемой для всех других цивилизаций» утверждает русский физик-теоретик Александр Березин.
Он считает, что возникшая первая жизненная форма обязательно уничтожит всех остальных. Не конкретно, а просто потому, что, стремясь распространиться среди звезд, он неизбежно и неосознанно истребит другую жизнь или ее зародыши.
Мы не одни
Может быть, инопланетяне где-то глубоко в космосе, и мы просто не знаем о них. Есть серьезные причины, по которым это может иметь место.
По словам писателя Дугласа Адамса, мы живем глубоко в неизведанных уголках совершенно неинтересного конца Западной Спирали галактики в одном маленьком сером Солнце.
Возможно, что наш маленький уголок вселенной непривлекателен для других цивилизаций. Может быть, у нас нет ресурсов, которые им нужны. Или у Земли слишком много воды, чтобы причинить им вред, поэтому у них нет причин направляться к нам. И, возможно, им просто нужна звезда другого типа для нашей жизни, чем наше Солнце.
Следует также учитывать, что, поскольку мы не знаем о инопланетянах, они могут не знать о нас. Мы можем быть слишком далеко.
Космические расстояние просто космические!
Для достижения Земли от Солнца свету требуется более восьми минут, хотя он летит со скоростью 300 тысяч метров в секунду. Этот естественный закон не может быть обойден.
Предположим, что цивилизация существовала за тысячи световых лет. В ее распоряжении будет мощная технология, чтобы увидеть, что происходит на нашей планете, и посмотреть на Землю в этот самый момент. Учитывая расстояние, которое должен был преодолеть свет от Земли, инопланетяне увидят небольшую часть средневековья.
Не видя ничего интересного, они сфокусировались бы в другом месте.
Но, допустим, с этого момента пройдет еще тысяча лет. Цивилизация снова направит свои инструменты нам. Внезапно они увидят, что происходит на Земле прямо сейчас, в 2020 году. Они увидят что-то интересное, что может стимулировать контакт. Но если у них нет желания быстро их сюда доставить, им придется ждать две тысячи лет, чтобы получить от нас ответ.
И это то, о чем мы говорим о цивилизации, находящейся всего в тысячи световых лет от нас. Вся наша галактика имеет диаметр более ста тысяч световых лет.
Наше различие также может быть препятствием в контакте с внеземной цивилизацией. Хотя создатели фильмов или видеоигры изображают незнакомцев более или менее похожими на людей, нет никаких оснований полагать, что они это сделают. Зачем им? Достаточно взглянуть на различные формы жизни на нашей планете.