Реклама во времена СССР создавалась самыми известными художниками и писателями и может считаться произведением искусства. Если кто-то считает, что в СССР не было рекламы, то он глубоко ошибается. Несмотря на плановую экономику и все пятилетние планы, была необходима реклама - либо для реализации пятилетнего плана, либо для пропаганды пятилетнего плана. Границы между этими двумя понятиями исчезали. Так было с момента появления Советского Союза! Определение рекламы в Большой Советской Энциклопедии: реклама, это средство обмана потребителей и навязывания ненужного, сомнительного качества товара пользователям. Анат Михоян, ведущий советский политик, в свою очередь, считает, что «цель советской рекламы - информировать потребителей о продаваемых продуктах, помогать создавать новые требования и объяснять, как этими товарамы использотся. Сам отец рекламной идеи Д. Огилви в своей книге говорит, что нельзя было дефинировать ее лучше. Другими словами, понимание того, что такое реклама было для избранных, к тому же, достаточно точное. Для масс рекламу пропогандировали как корень зла наряду с другими капиталистическими идеями. Или нет?
Мне сложно ответить на этот вопрос, но, взглянув на образцы рекламы в СССР, можно сделать следующие выводы:
- В основном рекламировали определенные категории товаров
- все лозунги одинаковы
- часто используются императивы: покупайте, пейте, употребляйте, курите и т. д.
- часто используется слово «лучший»
История советской рекламы восходит с указом 1917 г. «О введении государственной монополии на рекламу». Этим конфискуется имущество всех рекламных офисов. Что касается гражданской войны, то никакой рекламы 1918-1922 годов не было, кроме политической рекламы. Причиной активного развития политической рекламы является борьба различных политических сил за будущее страны. Этот период известен с знаменитой рекламой "Ты записался добровольцем?"
1922 год. Начинается переход к новой экономической политике. Временно разрешена частная собственность. Государственные компании должны конкурировать с частным сектором, и связи с этим формируются многие из крупнейших синдикатов страны. Следствием является оживление потребительской рекламы. Создается рекламные агентства, такие как Рекламтранс, Викреклама и Мосторгреклама. Последний цикл рекламы был настолько успешным, что в 1925 году на Парижской международной художественно-промышленной выставке он был награжден серебряной медалью. В целом, следует отметить, что реклама развивалась в условиях «где взять», а не «что получить». Поэтому оно в целом напоминает лозунги агитации.
В то время, есть скептицизм по поводу рекламы. Его игнорировали как руководители сельского хозяйства, так и жители. Обязательным требованием в специальной литературе было противостояние социалистической и капиталистической рекламы и так же критика капиталистической.
В 1960-е годы в СССР наблюдался экономический бум, и потребители могли позволить себе больше качественной продукции. Появляются специализированные рекламные агнства Аэрофлота, Министерство культуры и многое другое. Для координации рекламной деятельностю создается межведомственный совет Минторга СССР по рекламе. Иностранным компаниям разрешено продвигать свою продукцию за исключением того, что реклама в СССР предназначена только для борьбы с алкоголизмом.
1970-е годы ознаменовались публикацией рекламы в журналах. Издается более 70 специализированных рекламных журналов, таких как «Реклама», «Коммерческий билет», «Панорама», «Новинки» и др.
1991 8 декабря: советская реклама перестает существовать.
Давайте вернемся к вопросу, была ли реклама в Советском Союзе? Я рискну сказать да:
- были рекламные агентства и журналы, была координация между организациями
- была печатная реклама, реклама на телевидении и радио, реклама на транспорте
- была реклама СССР за рубежом, реклама импортных товаров
Конечно, реклама была контролируема государством и примитивная. Но вышла ли сегодня реклама за рамки этого? Конечно, она была намного слабее, чем западная реклама. Это самоочевидно при отсутствии конкуренции и частного сектора. Как только рыночная экономика получает свободу, реклама также возрождается.
Вот непревзойденная реклама в СССР
Понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, коментируйте, буду признательна!
Возможно вам будет интересны и другие мои статьи:
Кавказская пленница. Часть Первая
Как выглядел бизнес-класс в самолетах советской эпохи.
Яркая бабочка с манией величия: Райса Горбачева
Что происходит в человеческом мозге после приема ЛСД
Развеиваем мифы. Как на самом деле женщины живут в Арабских Эмиратах!