Найти в Дзене

Интерактивная классическая музыка - концерт Paraorchestra в Гараже

Фото: сайт музея garagemca.org
Фото: сайт музея garagemca.org

Это был прекрасный погожий февральский денёк — 8 февраля — когда солнце ярко светило весь день, наполняя улицы свежестью и намекая на грядущую весну. Кажется, невозможно было придумать погоды лучше, чтобы вытащить себя на дневной (!) концерт оркестровой музыки Paraorchestra под руководством английского дерижёра Чарльза Хейзелвуда в центр города. Потому, немного опаздывая и щурясь ветру, я поспешил в Гараж.

Холл музея был заполнен его любопытными посетителями, которые острожно обступили исполнителей — первый в первый в мире полномасштабный интегрированный ансамбль Paraorchestra с участием профессиональных музыкантов с инвалидностью и без. Музыканты располагались в разных углах зала — так, чтобы любой желающий мог составить свою собственную звуковую картинку происходящего, подробно вслушиваясь в каждый инструмент. Таким образом можно было собрать свою собственную партитуру, спонтанно выбирая для вслушивания виолончель, рояль или ударные. Или же наоборот, встав в самый центр зала, наблюдать за движениями дерижёра, слушая музыку фактически отовсюду.

Программа для этого весеннего дня была подобрана идеально: прозвучали две игривые пьесы Баха: воздушный «Бранденбургский концерт № 3 соль мажор» и создающие ощущение левитации прелюдии и фуги (до-диез минор и до-мажор). Полная свобода в передвижении по залу превращала исполнение этих пьес в настоящий перформанс, сравнимый с опытом бинурального слушания, где звуковые акценты менялись спонтанно и естественно, выводя в авнгард звучания, казалось, самые неприметные инструментальные ходы.

Переосмысленные заново классические произведения оказались, к слову, лишь только прелюдией к кульминационному моменту концерта — исполнению пьесы «Hoketus» современного голландского композитора Луи Андриссена. Андериссена, к слову, считают одним из самых влиятельных сочинителем Европы и активным участником культовой арт-группы De Stijl.

Пьеса «Hoketus» в исполнении Paraorchestra оказалась самым настоящим аттракционом: по её партитуре каждый музыкант, находящийся в разных уголках холла, играл лишь часть партитуры, отдавая «доигрывать» другие её части коллегам по ансамблю. Таким образом создавался любопытный эффект эха, живого диалога между участниками оркестра, которые изъяснялись друг с другом лишь обрывками фраз. К концу перформанса звуковая пульсация достигла практически эпического уровня, вводя посетителей Гаража в состояние праведного транса. Однако в силу интерактивности происходящего действа, было сложно составить правильное впечатление о качестве исполнения пьесы — интересно, Paraorchestra сыграл её без постоянного передвижение слушателей — мешали ли они полной концетрации музыкантов на партитуре?

Именно с этим вопросом в голове я и покинул Гараж, оставляя за спиной грохот апплодисментов восторженных слушателей.

Концерт проходил в рамках программы Года музыки Великобритании и России.