Найти тему
ЗАПИСКИ МАРГИНАЛА

Вопрос - ответ. Что такое любовь?

В благословенные времена соцреализма в обыкновенной средней школе однажды повесили следующее объявление: Для учащихся 8,9,10 классов сегодня в 18-00 состоится лекция о любви. С показом слайдов. Разумеется, тогда не сейчас, инета не было, смотреть и слушать о запретном плоде набилась вся школа.
Выходит на сцену тогдашний военрук, тот самый, кого и в глаза и за глаза называли сапогом. По залу прокатилось:
- Сапог пришел, чего ему надо? Ему-то зачем любовь?
Вот сапог со сцены в зал и говорит:
- Любовь бывает разная, бывает к женщине, а бывает к родине. А теперь слайды.

Мораль такова, что даже сапог понимал, что любовь бывает разная. Только, с высоты своей извилины от фуражки, он разумеется не мог сформулировать – что же такое любовь.

Если бы я спросил у него, когда был сам школьником, то скорее всего получил бы по первое число от классного руководителя, завуча и директора за то, что не уважаю старших вообще и учителей в частности.

А если бы был солдатом, то как минимум услышал бы истерический визг: смирно, два наряда вне очереди, кругом, бегом марш.

Но к его чести можно сказать, что формулировать понятия и определения вообще мало кто способен. Это можно увидеть хотя бы по учебникам, где изначально ошибочное определение кочует от одного автора к другому без исправления.

Как, к примеру, Ленинский «шедевр»: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...». Ощущения не могут быть объективными, то есть независимыми, поскольку зависят от субъекта ощущений. Это всем понятно, тем не менее определение продолжает свое триумфальное шествие, подобно советской власти сто лет назад.

Раз нет точного определения, то есть благодатное поле для всякого рода манипуляций и спекуляций. Чем приведенный в примере военрук хитро, почти по-иезуитски, только с совковым акцентом, и воспользовался, то есть обманул ожидания.

Будем разбираться. Библейские авторы, кстати о птичках, с этим не справились. Вот цитаты о любви из синодального перевода Библии:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 1 Кор. 13:4-7

Не правда ли, похоже на описание состояния омебы или инфузории туфельки. У нее нет никаких эмоций, даже никаких вариантов изменения поведения.

Говорят, что надо подставить свое имя вместо слова любовь. Я долготерплю, милосердствую, не завидую и так далее. Подставил, вроде как условно получилось. А вот что будет дальше:

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Кол. 3:15

Получается, что подставив свое имя вместо слова любовь, получаю, что я и есть совокупность совершенства. Глупость. И как тогда быть с этим:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. 1 Кор. 13:13

Сии три пребывают, настоящее время, они есть, то есть в ком-то есть совокупность совершенства. В ком же, и как эта совокупность выглядит? Об этом Библия умалчивает, типа, сами догадайтесь.

Получается так, что Библия точно не знает, что такое любовь, и соответственно дать точное определение не может, но при этом любовь – это наше все, подобно Пушкину.

Восполняю пробел. Любовь – это совсем не наше все.

Любовь – это устойчивое влечение.

Где устойчивое – длящееся во времени, а влечение – преимущественное желание, или даже предпочтение.

Очень многие художники и философы обращались к этому понятию. На мой взгляд, лучше всего получилось у философов античной Греции, и по существу их последователей из числа ранних христиан. Понятие любовь у них выражали три слова – эрос, филио, агапе.

Любовь эрос, это чувственное или сексуальное влечение. В отличие от инстинкта продолжения рода, двух людей связывает устойчивое длящееся влечение именно друг другу.

Любовь филио, это любовь долга, когда мы любим за что-то или потому что. Объектами такой любви являются родители, дети, родина.

Наконец любовь агапе. Это любовь Бога. Она для человека абстрактна, поскольку присуща только Творцу, но не Его творению.

Таким образом, любовь для человека - это по существу значит или хочу, или должен. То есть это состояние, оно либо есть, либо нет, но пока оно есть, оно все время с нами. И крайняя форма любви – жертвенность - происходит от «слишком хочу» или «слишком должен».

Любовь чувства - эрос появляется из ниоткуда и в никуда исчезает.

Любовь долга - филио появляется в процессе нахождения в обществе и воспитания и исчезает при появлении сомнений в соответствии предмета любви чувству. А надо ли, а достойно ли это, а может есть более лучший вариант?

Любовь Бога - агапе, как уже говорилось, абстрактна и непознаваема, о ней можно говорить только чисто теоретически.

У слова "любовь" есть два антонима – ненависть и равнодушие.

Ненависть - это чувство сильной вражды, злобы или неприязни. Полная противоположность любви.

Равнодушие - это спокойное, "ровное" состояние духа, невозмутимость, беспристрастность, отсутствие интереса и безучастность.

Зачастую пустоголовые попугаи, вроде вышеупомянутого военрука, говорят – учитесь любить. И поясняют, что учиться любить – это пытаться делать добрые дела, что для них почему-то тождественно исполнять инструкции и приказы.

Но разве любовь - это действие? Действие описано в Камасутре. Любовь проявляется в эмоциях, а не в действиях.

Действия производятся волевым усилием. И любые действия, будь то ласки, подарки, помощь в переходе улицы, уплата налогов, посещение митингов и прочие можно делать как с любовью, так и с ненавистью, или равнодушно.

И вообще ценность любого действия или бездействия понятие относительное и оценочное. Все должно быть к месту и вовремя, но никто точно не знает, где то место и когда то время, поскольку у каждого свой вариант.

Другое дело, что само слово любовь стало аналогом предпочтения. Я люблю Наташку, я люблю Родину, я люблю клубнику со сливками или пиво с таранкой, я люблю париться в бане с веником. В таком варианте применения слова, чем Наташка и Родина отличаются от пива с таранкой?

И уж тем более понятие любовь неприменимо к организации или структуре, которые созданы либо для решения уставных задач, либо неформальных групповых интересов. И точно также неприменимо к своду правил поведения, именуемых инструкциями, приказами, законами и уставами. Чувственной любви там не может быть в принципе, а любовь долга переходит в фанатизм или холуйство.

Например любовь к Родине означает всего лишь предпочтение того места и тех условий, где родился и вырос, а не государственных названия, границы, флага, гимна, столицы и тем более управленческой структуры.