Дело было в конце 80-ых, стремительно развивалось кооперативное движение, и я работал в нашем местном кооперативе, недалеко от Питера.
Ездил на КАМазе 53212 с прицепом. Снарядили меня тогда с нашим новым клиентом по имени Чоки, отвезти доски за Тбилиси.
Ехать надо было в Ахметский район Грузии в селение Джоколо. Как оказалось - это чеченское поселение, первое по пути к Панкисскому ущелью, дальше было ещё два.
Как мне рассказали, когда-то в древности, чеченцы перешли эти горы и основали здесь свои поселения.
С дуру нагрузили тогда на бедный автомобиль аж 30 кубометров необрезной пятидесятки. Туда я ехал в первый раз и не знал, что по этим серпантинам сроду такое количество не возят. Но был молодой, в себе уверенный и самонадеянный, о чём много тогда пожалел.
Выехали за несколько дней до 1 мая, до Ростова доехали без происшествий,с небольшими попутными поломками и заменой колёс.
От Ростова ехали с тремя чеченскими КАМазами-друзьями Чоки,повстречавшимися нам на заправке. Проехали Нальчик, вскоре, повиляв нам прицепами на прощание, они ушли в сторону Грозного.
Мы же, пройдя Ардон,Алагир, поднимались по серпантинам военно-грузинской дороги к Рокскому тоннелю.
Не доехав до него совсем немного - вышел из строя средний редуктор, делать нечего - включил блокировку, проделал некоторые манипуляции, кто ездил-знает, не буду углубляться.
Чоки и его друг спешили на праздники и с легковой попуткой поехали вперед. Я, тем временем, доехал до тоннеля, долил воды - на разрежённом горном воздухе сильно грелся двигатель. Встречные водители, глядя на количество моего груза - крутили пальцами у виска.
Тогда произошло землетрясение в Армении, много стройматериалов везли туда, но ни у кого не было столько загружено, чуть выше бортов максимум. Самоуверенности, конечно моей поубавилось.
Воды было в избытке, текли чистые горные ручьи, было зелено и красиво.
Слева крутые скалы, внизу в обрывах грохочет горная река, чистейший горный воздух, красота неописуемая!
Кое-где на площадках стояли артиллерийские орудия, как я узнал, для стрельбы, чтобы вызывать горные лавины.
Проехав Рокский тоннель и выехав из него, увидел - мама моя! Дорога спускается вниз серпантином, и где-то далеко в самом низу поднимаются мааааааленькие машинки!
Пришлось и мне на низшей передаче спускаться до Цхинвала.
Перед Цхинвалом остановился и, проходящий мимо дедушка, местный житель, показал,где течёт тёплый ручей, дал мыла помыться. Потому что удивился, какой я чумазый.
Ехал по этому красивому городу, пешеходы показывали мне вверх палец большой руки-лайки,наверно. Некоторые интересовались, не продаю ли доски.
От Цхинвала до Тбилиси без происшествий. Только очень меня удивили местные водители, которых было множество. По поводу и без повода, надо или не надо, все поголовно сигналили. У нас такого я не видел, аж голова загудела от их какофонии.
Перед Тбилиси, посмотрев на карту, решил сократить путь на 200 км., так как дизтоплива оставалось мало, свернул на Тианети. Напрасно я так сделал, вскоре это понял, поехав по грунтовым серпантинам в лесу.
Это были только ещё цветочки. С горем пополам преодолел все серпантины, которых было немалое количество, въехал в Тианети на заправку. Топлива,КОНЕЧНО, по талонам не оказалось, только за деньги.
На тот момент у меня в карманах уже гулял только ветер.
Мне повезло - пока я стоял на улице, подъехал местный гаишник, поинтересовался, что случилось. Узнав, в чём дело, попросил ехать за ним, и мы приехали к какой-то автобазе. Местные водители в момент натаскали мне соляры полный бак. Подивились, сказали, что надо преодолеть гору с лесными серпантинами и, что по этой дороге у них тут на таких гружёных машинах не ездят, тем более с прицепом.
Делать нечего - поехал. Изрядно намучившись и оставив прицеп на дороге в горах (было не подняться), доехал до Ахметы. А затем и в Джоколо.
Нашёл дом Чоки. Его дома не оказалось, Уехали с друзьями на праздники в соседнее селение. Гостеприимно принял меня его дедушка. Вот это был дедушка - всем дедушкам дедушка. Орденоносец, воевал в ВОВ, пришёл домой сержантом.
Сказал мне: " Ты преодолел горы Кавказа - ты герой! у нас праздники, садись со мной, сегодня слабый чача пить будем. Завтра придёщщь ко мне мэлныця - будем сильный чача пить!".
Напился я этой слабой чачи (около 30 градусов), не помню, как спать лёг.
Наутро разбудили маленькие пацаны и отвели меня на мельницу, где трудился дедушка, а в свободное время лежал во дворе дома около большого казана и варил чачу.
Напиток был в бутылочках стеклянных от лимонада, выпил я два раза по пол бокала и ничего не помню, проснулся в доме. Вышел во двор (дом был здоровый двухэтажный, во дворе две ленивые кавказские овчарки, лежавшие в тени, туалет деревянный, с чайником, как положено.
Они уже зарезали барана и всё пошло по новой. Ездили в соседнее селение с появившимся Чоки, веселились. А потом и в самое последнее непосредственно у входа в ущелье. Гуляли до утра.
Я такого ещё никогда не видел-атмосфера весёлая и благожелательная.
Затем утром они взяли меня с собой в горы на праздник. Здесь собрались все окрестные селения, народу было много и не скучали.
Мужчины сидели своим кругом, женщины - своим. Я сидел в большом кругу и соседями моими оказались два цивильных, в костюмах, парня из Грозного. Предупредили меня, чтобы пил только их одно вино и ни с каким не мешал, а то башка трещать будет, что я и сделал.
В кругу строгие правила- слушать можно только тамаду, и без его разрешения не можешь выйти даже по маленькому - хоть в штаники делай!
Тамадой же был Важа - здоровый, толстый парень, с большим животом. И, что интересно, когда начались танцы, все встали в круг и хлопали, он всех перетанцевал, не знаю как это оценивается. Погуляли отменно на красивой горной поляне.
На другой день они опять притащили барана, но я уже не мог задерживаться и, еле еле отпросился домой. Обратки не предвидилось - поехал порожняком.
Залили мне полный бак местной чернущей самопальной соляры и я поехал дальней дорогой через Гурджаани.
По пути, в одном селении, спрашивая дорогу, чуть не затащили на свадьбу-еле отговорился. Отец жениха оказался дальнобойщиком, ездил в наши места на Супере. Насильно притащил меня к своему МАЗу и всучил бочку соляры. Еле-еле отпустил.
Тбилиси прошёл без проблем. Проехав Цхинвал, остановился у кафе - купить сигарет и хлеба. Продавец осетин, узнав, что иду на Нальчик, дал мне сигарет и хлеба, денег не взял, сказав: " Ты в горы идёщщ".
Порожняком горы пролетел незаметно, только в Ростове на заправке пришлось посидеть при закрытых окнах, впереди стоял трейлер с ульями и, вокруг пчёл летало множество.
Приехал домой 10 мая, довольный и загорелый, а у нас снег выпал...
Вот такая поездка и такие люди живут на Кавказе!
Как-то там сейчас? Кто ездил - поделитесь.
До новых встреч!