Наверное, мечты о прозрачной торговле, когда продавец и покупатель — друзья и соратники, когда-нибудь воплотятся в жизнь, но только не сейчас. Супермаркеты по-прежнему прикладывают все силы, чтобы развести покупателя, даже самого искушенного в торговом обмане. Маркетологи тоже не спят: обвешивание в прошлом, в моде — новые технологии обмана или недоговаривания правды.
1. Цена по карте
Известная сеть магазинов, названная как оценка в школе, пестрит ценниками со сниженными ценами. Подходишь ближе и видишь уточнение "цена по карте". Ну ок, бонусная карта, баллы на которую, правда, копятся так медленно, что и смысл теряется, есть у подавляющего большинства тех, кто ходят в супермаркеты. Вы радостно кладете товары с этой пометкой в корзину, а на кассе — сюрприз! — подозрительно большой чек. "Как же? — спрашиваете вы кассира. — Здесь же все по акции!". И узнаете, что магазин имел в виде не бонусную карту, а специальную банковскую карту, которую надо заморочиться и оформить в Почта-банке. Много таких покупателей? Поверьте, нет. Связываться с банковскими картами пенсионеры (а это огромная часть клиентов сети) боятся и не хотят, тем более, речь о невнятном Почта-банке, о котором известно только то, что его рекламирует Сергей Гармаш. Кто-то, услышав сумму чека, плюнет и не купит ничего, но многие не захотят выяснять отношения и оплатят молча. Вот она — хитростью полученная выручка.
2. Цена за 100 г
Старый прием, работающий безотказно. Например, экзотические до недавних пор в нашей стране манго и авокадо раньше было принято продавать поштучно. Видишь, допустим, ценник 49,90 р. — это и есть цена плода. Но магазинам стало скучно, ведь пропадает прекрасный способ подзаработать. И на ценнике мелко-мелко появилась приписка "за 100 г". Цена при этом не изменилась. А среднее манго может весить и полкило! Авокадо — примерно 200 г. Не нужен калькулятор, чтоб подсчитать, насколько внезапно подорожал фрукт.
Та же ерунда часто творится со свежим хлебом, где указывают цену не готового изделия, а 100 г. Специально, конечно, чтобы заработать и радостно потирать ручки: покупатель-дурачок-повелся.
3. Третий товар бесплатно!
Популярнейшая акция, в которой задействован психологический прием. По сути — это просто скидка в 33%, весьма средняя такая скидка, не впечатляющая. И если ее указать на ценнике, ажиотажа не будет. Другое дело — слово "бесплатно", оно обладает магией. Купи два — третий товар бесплатно. И все. Глаза застилает пелена, и ты уже кидаешь в корзину три пачки сосисок, три пакета молока и три банки горошка. Купил бы их, просто заметив скидку в 33%? Маловероятно. Максимум — что-то одно. Магазин от подобных акций только в плюсе: сбыт растет, на скидке они ничего не теряют, а покупатели еще по сарафанному радио приводят друзей и соседей. Милое дело. А дома потом смотришь на этот акционный завал и спрашиваешь себя, зачем все это нахватал и кто теперь это съест.
Конечно, можно сделать вывод и просит покупателей быть адекватными и ходить в супермаркет с холодной головой. Но, кажется, пора попросить магазины перестать так нагло врать и обманывать. Мы не ваши враги.