Не получается быть слабым полом. Современные женщины отвоевали себе полное равенство с мужчинами, иногда (в отдельных случаях) – превосходящее равенство. Но надо сказать, что предпосылки были и раньше.
Помните строки Некрасова:
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Написано в 1863 году. Идеал русской женщины-крестьянки по Некрасову такой: красивая (поэты вообще падки на красоту), трудолюбивая, серьезная («она улыбается редко…Ей некогда лясы точить»), сильная («Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна!») и хорошая мать. Основное занятие – работа, дом, иногда – веселье.
Современная версия Руслана Шалина – «Ода женщине» начинается так:
"Есть женщины в русских селеньях -
Их бабами нежно зовут.
Слона на ходу остановят
И хобот ему оторвут!"
В общем, здесь у женщин уж совсем незавидная доля, и заканчивается все четверостишием:
"Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони всё скачут и скачут!
А избы горят и горят!..."
Обычно восьмого марта на всех главных каналах из года в год показывают одни и те же кинохиты советских времен: «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Служебный роман», «Вокзал для двоих». Наше поколение начало смотреть эти фильмы еще в детстве, и, в общем-то, мы не очень задумывались об их смысле. Сняты и сыграны они были прекрасно. Да и ничего лучшего мы тогда, собственно, не видели. Сейчас пересматриваем их в десятый или двадцатый раз с ностальгией.
Фильмы и режиссеры разные, идея одна: слава сильной женщине, которая все преодолеет и построит свое счастье назло жизненным обстоятельствам. Все главные героини страдают, терпят лишения, преодолевают, переживают предательство мужчин, что самое страшное. Это абсолютно в духе советской традиции – воспитывать женщину-борца.
Вот мы и боролись. В конце восьмидесятых годов был конкурс в университете по специализации «журналистика» шесть – семь человек на место. Не удалось поступить первый раз – я упорно готовилась ко «второму сезону». Поступила. Я до сих помню латинские пословицы (это было не самое страшное), «Гаудеамус» в оригинале, стихотворение на сербохорватском языке (его мы тоже учили), частично – немецкий язык, античную литературу и еще многое из обширнейшей учебной программы филфака. Мы действительно учились, чтобы не «вылететь» на первой сессии и всех последующих. Чтобы добраться до университета к первой паре, я поднималась в пять часов утра.
В девяностые годы, когда я несвоевременно вышла замуж, и у нас появилась дочка, мы боролись за выживание. Потом - чтобы обеспечить двум детям хорошие условия и образование. Сейчас дети выросли, а привычка к преодолению осталась. Можно немного расслабиться и дать себе отдохнуть, но с трудом как-то получается. К тому же выросли дети – состарились родители. Теперь они нуждаются в заботе и опеке.
Иногда я думаю о том, что мне не хочется уже воевать ни с ветряными мельницами, ни с чем-то еще. Переживать какой-либо очередной дефолт или кризис и экономить на семечках. Мне нужно принять в себя мировоззрение Хоббита с его привычкой жить в сытом и солнечном Шире и не быть готовым нести кольцо. И еще мне жизненно необходимо поселить в этом Шире родителей, детей и друзей. Копаться в своем огороде, выращивать цветы, иногда пировать и смотреть фейерверки. И чтобы без пожаров и катаклизмов. Не знаю, бывает ли вообще такое?
В материале использованы фото из открытого источника Яндекс картинки.