Эта статья основана на лекциях Жильбера Рено и на моих знаниях и практике по системной семейной психологии.
Каждый человек с рождения — не отдельная личность, не чистый лист. Он несет информационную структуру материнского и отцовского рода, она заложена в генах. И у каждого человека кроме неокортекса-разума есть такие отделы мозга, которые регулируют безусловные программы выживания, наработанные человечеством за миллионы лет. Только представьте, сколько миллионов поколений человечество жило в суровых условиях первобытного строя, когда не было понятия про социальные службы, когда потеря семьи, родителей, приравнивалась к скорой и мучительной смерти.
Ребенок более инстинктивен нежели взрослый, потому что его мозг только развивается, потому что у него нет собственного опыта, или этот опыт мал для решения нестандартных ситуаций. Кроме того, ребенок глобален. Мы, взрослые, в принципе, если не в травме, то понимаем, что сложности жизни пройдут, будет что-то хорошее. У маленького ребенка этого понимания нет. Его чувства, переживания тотальны — если плохо, то ПЛОХО СОВСЕМ.
Это было вступление с описанием основных причин того, о чем я сегодня хочу рассказать. Как происходит явление, описываемое порой корежаще для родителей — «дети отвечают за грехи родителей», а точнее, почему дети болеют, и почему они часто несут болезнями родительские заморочки.
Есть такое понятие — биологизация конфликта
Что это такое? Когда человек находится в сильном стрессе, он не имеет возможности высказать свои чувства и держит их в себе, и при этом он не видит выхода, его мозг полностью поглощен проблемой. Он может перестать есть или нарушается сон. Он теряет внимание и от этого может травмироваться. И тут-то древние участки мозга — рептильный и лимбическая система — принимают решение о биологизации.
Проблема попросту спускается в тело.
Очень упрощенный пример: допустим, человек переживает что-то, что по его мнению «крах всего». Он мучается, страдает, обдумывает вновь и вновь, ложится спать, в какой-то момент засыпает. А по утру встает с чуть лучшим настроением. Да, он помнит о крахе, но утро свежее, может сегодня и поживем... И начинает налаживать жизнь... А его почки чуть-чуть меняют свою структуру или начинают работать иначе по решению мозга (я не буду писать здесь подробно, потому что пример упрощенный, и в зависимости от личного оттенка чувств почки могут перестроиться на задержку жидкости в организме, наоборот, на ускорение выведения и еще множество вариантов).
И это изменение по мнению безусловного мозга — оптимально для организма сейчас. Оно поможет организму выжить. Пусть условно это изменение будет направлено на задержку жидкости, а значит в организме начался режим ресурсосбережения, и запустил его мозг.
Как уже писала выше, дети глобальны и имеют мало личного опыта. И у них есть так называемое «детское магическое мышление» — уверенность, что если они что-то сделают с собой, то смогут спасти любимого человека (маму, папу, бабушку). Эта уверенность имеет очень глубокие корни. Это инстинктивное выживание. Потому что ребенок может вырасти только в сильном здоровом роду. Слабый конфликтующий род обречен на погибание от природных условий или внутренних войн. Так было миллионы лет. И поэтому часто, особенно при личной впечатлительности, у детей легко происходит биологизация как своих личных конфликтов, так и конфликтов родителей. Мне часто рассказывают клиенты, как они в детстве лежали ночью в кроватке и молили бога, фею о том, чтобы папа и мама перестали ругаться, или чтобы мамочка не умерла, и обещали, обещали всё что угодно. Искренне и со всей полнотой души.
Ребенок с родителями — сообщающиеся сосуды, и это сообщение гораздо полнее, чем мы можем себе представить. Это не только про воспитательные меры, это про все происходящее в семье.
И это удивительно открывается в работе с телом. Дети копируют походку и работу мышц любимого родителя, вплоть до последствий травм или операций. Был случай, когда у мамы были гипотоничны мышцы на ноге в результате давнего перелома, и у ее 4-летней дочки не работали те же мышцы на той же ноге, хотя никаких переломов не было.
Был у вас опыт, когда в комнате поругались, вы входите, и вроде конфликта явного нет, все молчат, а «обстановка накалена»? Точно также ребенок прекрасно ощущает конфликты в семье. И в силу перечисленного выше, чтобы вырасти взрослым, чтобы разрядить обстановку в семье, безусловный мозг ребенка биологизирует конфликт в той форме, как ребенок воспринимает по своим чувствам или мышлению. Иногда это бывает очень причудливо и иррационально.
Примерно из таких же бессознательных побуждений дети вызывают «огонь на себя» — начинают себя вести агрессивно, вызывающе, надоедливо или наоборот, плаксиво. Ситуация разряжается, когда родитель срывается на ребенка. Чаще всего у родителя в такие периоды есть сильный внутренний конфликт, который крутится в голове, и таким образом ребенок возвращает родителя в здесь и сейчас. Хотя тоже порой ценой своего здоровья. Это частая тема легких легочных заболеваний — ОРЗ, ОРВИ.
И есть еще такой аспект как воспитание. Опять напомню — ребенок глобален и имеет мало своего опыта. Ребенок только вступает в жизнь, и он не знает и не понимает себя и своих возможностей. Поэтому когда родитель молчит в конфликте ( типа «я обиделась, а ты догадайся, что не так сделал»), а почему — непонятно, когда сделанное ребенком (не важно, хорошее или плохое) не получает подтверждения, в бессознательном ребенка возникает формула «я не нужен, я недостаточно хорош, чтобы жить». И это тоже одна из причин болезней. Для ребенка вообще важно понимание своих поступков, оценка родителей, разделение чувств. Потому что если ваш малыш принес вам корявую поделку и вы похвалили — у него выросли крылья, а поругали и сказали, что можно лучше — он будет переживать и тут разные варианты: может сделает лучше, а может разочаруется в себе.
А вот если вы механично угукнули, то у него нет понимания, хорошо это или плохо. И по своей тотальности он посчитает, что всё очень плохо, настолько, что маме или папе не интересно. И дальше может настроить довольно жуткие и иррациональные картины. В пабликах часто бывает слезливая история, как мальчика попросили сдать кровь для больной сестры, он побледнел, согласился, а потом после процедуры удивился, что немного, потому что посчитал, что у него заберут всю кровь. Это умиляет в паблике, но в жизни, в детских переживаниях не-объяснение, не-оценка, не-разговор может принимать жуткие формы.
В заключение хочу напомнить: конфликты биологизируются во сне (а еще в любом трансе, в алкогольном опьянении, например). И, значит, нужно постараться не оставаться в ссоре на ночь. Пусть вы не готовы помириться или простить. Хотя бы скажите «я обижена, но я люблю тебя». Ну и обнимашки, поцелуи, разговоры по душам без нравоучений на ночь — самая лучшая профилактика любых болезней.