В постах о фильме "Москва слезам не верит" неизменно появляется кто-нибудь, кто обязательно скажет - а вот в книге!..
Но, позвольте. Автор у книги и сценария, конечно, один - Валентин Черных. Но это тот случай, когда сценарий был написан задолго ДО! Еще в семидесятые. И Владимир Меньшов приложил к нему руку - он исправил и переписал сие творение, добавив ему четкости и стройности. Иначе б кино получилось проходное, и никто бы не вспомнил о нем.
И уже в девяностые Черных написал книгу, прилепив к ней растиражированное название уже оскароносного фильма. С одной целью - хайпануть и заработать.
Нет, плохого в этом ничего нет. Имеет право. Я бы тоже так сделала - честно слово!
Но зачем бесконечно апеллировать к книге, которая не имеет ничего общего с фильмом? Ну, разве что, имена героев и какие-то общие черты сюжета.
Книга сделана в лучших традициях девяностых - гнусные пододеяльные подробности, и уже дописанные задним числом детали, смещающие акценты. Ну и, как дань моде, неизменный плевок в советское прошлое.
В книге Людмила уже не та простодушная девица, мечтающая о генерале. Она уже превращается в умную расчетливую мадам. При ней имеется всемогущий любовник - некто Еровшин офицер КГБ. Связь с ним началась еще до Гурина и продолжается более двадцати лет. Он дарит Людмиле дорогие подарки, снабжает деньгами и умными советами, и в конечном итоге, женится на ней. Читательницы радостно вздыхают. Дождалась!
Кстати, именно Еровшин и находит Гошу, а отнюдь не Николай.
Про Антонину и Николая - никаких существенных различий. За исключений - опять же - никому не нужных смакований подробностей их интимной жизни.
В книге описаны все этапы становления Катерины. Там и дядя профессор суетится, и, опять же, Еровшин помогает - тайно. Сама Катерина перебирает мужиков, спит с каким-то функционером, который и продвигает ее (с Еровшиным вместе) в кресло директора.
Гоша в книге вообще не только супер-пупер мачо, он еще и предсказывает и перестройку и будущее девяностых!
Все герои говорят о чем угодно - бытовые подробности, деньги, политика, интим. Говорят будничным языком, бесконечно обзываются, грозятся кому-то набить морду. Никакого полета мыслей, ни стихов про ракету, ни интеллигентной сдержанности.