Найти тему
Виталий Калгин

"Романс" и дзен-буддизм Виктора Цоя.

Оглавление

Предлагаю немного размышлений от Марии Кондратьевой...

Мария Кондратьева:

В подростковом возрасте, не обладая достаточными теоретическими знаниями и практическим пониманием, я считала единственное прозаическое произведение Виктора Цоя постмодернистской бессмыслицей, не несущей никакой философской и нравственной нагрузки. Мне казалось что это просто запись сновидения, так как рассказ по своей форме бредовый и сюрреалистичный, и вкрапления раздумий героя о смысле жизни выглядели эдакой иронией над «осмысленной» классической прозой. То есть я воспринимала «Романс» примерно как цоевские же «Камчатку» и «Алюминиевые огурцы, а также его живопись – «цветных квадратноголовых человечков».

фото - А. Азанов
фото - А. Азанов

Но как то уж очень резко «бессмыслица» этого рассказа вступает в противоречие с песнями Цоя, простыми и глубокими по своей сути. И только недавно все встало на свои места.
Вставки размышлений героя в ирреальное описание событий вовсе не случайны и именно они то помогают понять смысл рассказа.


Вначале герой задумывается о смысле жизни и приходит к выводу, что смысл его жизни – это его Дело, но оно не избавляет его от тяжелых мыслей о смерти и собственном ничтожестве. Герой из всех доступных ему путей к обретению смысла жизни считает наиболее истинным то, что предлагает Восток –буддизм (по всей видимости, в форме дзэн-буддизма, которая в 80-е годы была модной среди нонконформистской молодежи). Но и буддизм нашего героя отпугивает, потому что ради просветления, как считает наш герой, приходится идти на слишком большие для него жертвы – стать равнодушным к обыденному миру с его развлечениями и страстями. Тем не менее, герой неосознанно применяет практику созерцания, которая приводит его к тому, что он становится холодным и бессердечным. Дзэнскую фразу «отсутствие сердца» герой понимает буквально и вырывает свое сердце, кидая его в мусорное ведро. Этот символический жест похож на те же коаны, в которых священное кощунственно пародируется или низводится. После того, как герой хладнокровно вырывает из своей груди сердце, — едва ли не самое ценное для любого человека, особенно выросшего в христианской культуре, он так же хладнокровно избавляется от второй, особенно ценимой на Западе вещи – разума, стреляя себе в голову. после этого мы видим как он равнодушно наблюдает за дикостями и зверствами, творящимися в городе, где проживает наш герой, и для него это в порядке вещей, да и сам он бесстрастно убивает продавца обувного магазина. Город, кстати, вполне себе советско-оруэлловский, что придает повествованию дополнительный смысл – рассказ символизирует эскапистский духовный путь поколения дворников и сторожей, их уход во всякие экзотические философии , экзотическую рок-музыку, странную авангардистскую живопись, с целью не видеть и не реагировать на дикости тоталитарного режима.
И вдруг наступает переломный момент – он встречается с некоей девушкой, которая говорит, что любит его. Это что-то новое и несуразное в этом оруэлловском городе дикости – слова любви. Это чувство сбивает героя без сердца и разума с толку, и он бежит от этого чувства, прыгая в окно. И тут то у него и рождается новое сердце.
Второе «озарение» нашего героя – когда появляется реальная угроза его собственной жизни. Вот тут то он и понимает, что смысл жизни и высшая ценность – в самой жизни. Но не просто как таковой, а жизни для любви. Ведь после этого «обретения сердца» и осознания собственной смертности герой звонит той, которая его любит.

черновик  одной из страниц "Романса". фото из архива Н. Разлоговой
черновик одной из страниц "Романса". фото из архива Н. Разлоговой

Итак, что же мы видим: герой рассказа Виктора Цоя нашел ответ на свой вопрос. Только осознание смерти и любовь лишает человека сомнений и страхов. Осознание смерти лишает страха перед нею – это парадоксально, но это так. Более того, герой Цоя приходит к самому настоящему дзэнскому просветлению, хотя, может быть, сам этого не осознает. Ведь дзэн в отличие от классического буддизма, с которым герой Цоя путает эту модную на Западе школу, с силой и грубостью заставляет нас обратиться от высоких материй к реальной жизни с ее страстями, развлечениями и страданиями. Маёи=сатори. Именно за это дзэн-буддистов критиковали приверженцы классических школ – фактически они разрушали изначальную суть буддизма, прикрываясь его внешними формами и ниспровергая их. И именно поэтому, кстати, он так прижился на современном Западе, уставшем от призывов заплатить радостями нормальной человеческой жизни за непонятно что на том свете и обманов всевозможных духовных проповедников и политиков, несущих любовь и свет, справедливость и посулы хорошей жизни лишь на словах, популярен в застойном СССР, среди тех, кто осознавал, что им нагло врут. Дзэн, в итоге, тоже нагло врет, но врет для того, чтобы человек рефлексирующий, с богатым воображением и в плену своей логики, привыкший к излишнему идеализированию своего бессмертного эго и высшего предназначения, все же пришел к суровой реальности.
Возникает резонный вопрос, если герой приходит к выводу, что реальная жизнь с ее радостями и горестями и составляет смысл нашего существования, то зачем герою было заниматься этой суетой и вырывать свое сердце? Да и сам герой задает этот вопрос: почему за века накопленного человечеством опыта мы не приходит сразу к пониманию простой как пять копеек истины, а ходим кругами, наступая на одни и те же грабли?


Ответ прост: чтобы понять ценность жизни, великую силу любви, герой должен был сначала попробовать жить без сердца и без любви. На своем собственном опыте, потому что прочитанное в книжке не дает понимания, а только знание: это так теоретически может быть. А если ты понимаешь, то это теоретическое умствование становится практикой, живой и органичной частью тебя. Как сказано: «потерявший свою душу найдет ее, а сберегший – потеряет». И когда любовь и смерть вторгаются в эту спокойную, ничем не волнуемую безжалостную нирвану, которая на самом деле – лишь фикция и пустота, вот тут то и испытываешь настоящий солнечный удар – истинное сатори, без дураков.

концовка "Романса". фото из архива Н. Разлоговой
концовка "Романса". фото из архива Н. Разлоговой

Примечательно, что рассказ «Романс» написан Цоем в том же году, что и песня «Легенда» Все знают ее последние строчки:


А жизнь только слово – есть лишь любовь и есть смерть.
Эй, а кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать


По смыслу эти строчки явно перекликаются с рассказом
Таким образом, Цой талантлив не только как автор песен, но и как прозаик. Его уникальность в том, что он смог соединить авангард и новомодные течения в философии с вечной гуманистической идеей. Он не ломает общечеловеческие ценности вместе с устаревшей классической формой, как многие «авангардисты» из его же круга, а вливает это содержание в новую, адекватную времени и развитию искусства форму. Он создает уникальное мировоззрение, органично соединив все лучшее, что было достигнуто культурой в его эпоху.
Именно поэтому он не только получил признание простых людей, но и заслуживает высоких оценок у «элиты».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!

"Цой абсолютно выпадал из общего ряда тусовки..."

Как вел себя в Красноярске Виктор Цой.

"...Помню, как Цой мне рассказывал, какой Дэвид Бирн хороший парень.."