Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Мария Павликовская - Ясножевская. О сборнике стихотворений "Почтальон и ноябрь." Личное мнение.

Картина Марии Ясножевской "Икар". Свободный доступ - Яндекс - картинки.
Картина Марии Ясножевской "Икар". Свободный доступ - Яндекс - картинки.

Редчайшее издание, с тонким подбором стихов поэта - лирика уникального и дарования и уникальной судьбы Артистический, дымящийся туманами Сены и запахом кофейн, портрет Парижа, города легенды, резко очерченный карандашом портрет серебряного века, слегка утрированный, гротескный, создающий неповторимую атмосферу летящего, улетающего времени... Советую всем прочесть эту тонкую и неповторимую и уникальную книгу.. Такие как эта книга, редко переиздаются, не тиражируются, и уникальны, как аромат духов... Уверена Вам не жаль будет потраченного внимания.

Мария Павликовская-Ясножевская (1891-1945) - одна из самых читаемых польских поэтесс, чьи гипнотические миниатюры стали символами межвоенного двадцатилетия. В её стихах - фотографиях набережных и кофеен, джазовых оркестров и танцующих пар - рефлексия подчинена иронии, а эротика - мистике. В книгу вошли переводы как полных циклов ("Париж" и "Дансинг"), так и избранных стихотворений.
______________________

О самой Марии Мною когда то написано:

"Неожиданность ее образов, их яркость и сила, их дерзновенность, столь необычная для плавного польского с его постоянным ударением, немного ленивым, томным, поражала, смущала, вызывала восторженный шок у критиков, недоумение, отзывы, полемику в печати, книги Марии раскупались и дарились как сувенир, тем более, что вскоре после постановки «Бабы – диво» она вынуждена была покинуть Польшу, опасаясь ареста… "

И еще:

Ее стихотворения о Польше, о войне вошли в цикл, названный как то обреченно и емко «Военные рубаи». Мария Павликовская - Ясножевская не узнала, что именно он, этот цикл войдет во все антологии польской и мировой поэзии.

Она родилась осенью, а умерла в июле 1945 года, когда весь мир праздновал победу над фашизмом, а в ее маленьком манчестерском саду тихо цвели розы. Она самозабвенно любила их, часто о них писала. Как- то задумчиво и грустно обронила в одном из четверостиший, предчувствуя близкий час ухода:

СОЖЖЕННЫЕ РУКОПИСИ
Когда на черных кострах
жгли строки Сафо поблеклые,
Дымы взметнулись, как розы:
Тяжелые, хоть быстролетные,
Облаком плыли в веках.
Я с ветром вдохнула их в легкие —
Стихи не рассыпались в прах.

"Пани Мария не знала, что окажется права, что ее сравнят с Сапфо, что будут учить ее стихи наизусть и собирать по крупицам и  крохам. Она ничего этого не знала. Она знала лишь одно, что строфы не рассыпаются в прах. Ведь это - дыхание Бога.. А поэт - лишь его инструмент. Его флейта. О, да…"

Статью можно найти здесь: https://www.chitalnya.ru/work/2129977/

 Книга лирики М. Павликовской Ясножевской.
Книга лирики М. Павликовской Ясножевской.