На стройке всегда было полно нелегальных трудовых мигрантов из некогда братских республик СССР. Часть из них работает легально, часть – нет. Сейчас большинство работает по закону – сказались большие штрафы для организаций и более простая схема с легализацией. Проще купить патент и работать спокойно. А в 2004 году ситуация была ровно наоборот – получить разрешение на работу было той еще проблемой, потому большинство гостей работала на стройках (и не только) нелегально.
Я тогда работал на стройке геодезистом, и у нас было много нелегалов. Бригады монолитчиков были русские – в основном с Тулы и Рязани, а вот разнорабочие, подсобники, мойщики колес на выезде с территории объекта – были узбеки и таджики.
Скорее всего, наше начальство смогло «договорится» с соответствующими органами, поскольку о «налете» ФМС (Федеральная миграционная служба) мы знали заранее, накануне нас предупреждали, и нелегалам запрещали выходить на объект, приказав отсидеться в общаге до распоряжения.
Но иногда система оповещений давала сбой – уж не знаю, в чем причина, то ли кто-то кому-то не занес вовремя, то ли не донес, то ли было мало. И тогда доблестные службисты при поддержке ОМОНа налетали внезапно. Но и на этот случай у наших нелегалов было решение.
Они просто забирались на строящийся дом, на самый верх, в одну из комнат, монтажники быстро закрывали комнату щитом опалубки так, что попасть в нее можно было только через верх. Типа только залитая стена. Понятно, что инспектора ФМС никогда не рисковали лазать по опалубкам, рискуя навернутся, ограничиваясь беглым осмотром верхней площадки.
Правда, не всегда и не всем удавалось успеть убежать, но в основном все успевали убежать. Тогда штрафы были небольшими, потому для организации это было мелочью.