Найти тему

О публичности и театральности: чем политики отличаются от актёров?

Классик прозорливо постулировал, что "важнейшими из всех искусств для нас являются кино и цирк." Возможно, подлинная фраза из беседы вождя молодого советского государства с тогдашним "заведующим по культуре" А.В. Луначарским выглядела иначе. Но - главный посыл ясен: кинематограф ( его современное продолжение - телевидение) и цирк ( в общем плане - развлекательный жанр для "не изысканной" аудитории) - важнейшие инструменты власти для формирования общественного сознания. Заметим, что истоки современной спортивной индустрии, во многом, находятся в сфере цирковых представлений. Начиная с гладиаторских боёв в Колизее и искусства цирковой борьбы, гимнастики и прочих зрелищ для "почтенной публики". Обращение цирковых зазывал, признаём, изначально звучит двусмысленно.

Но задолго до нашего Ильича, "Уильям, наш Шекспир", за которого предлагал "взяться" режиссёр народного театра ( Е.Евстигнеев - череда гениев, конечно, каждый в своей отрасли, выстраивается) заметил, что "весь мир - театр, а люди в нём актёры".

На фото в галерее: 1) 40-й президент США Р.Рейган 2) 38-й губернатор Калифорнии А. Шварценеггер

Политики, как люди публичные, - тем более. Ещё классические критики софистического подхода к общению с аудиторией ( гражданами-избирателями), например, в "колыбели демократии" - Афинах, сравнивали демагогов ( тогдашний аналог "популярных политиков") с актёрами. Причём это сравнение носило негативный оттенок, мягко выражаясь. Не только потому что упомянутый подход подразумевал искусство доказывать, что "чёрное - это белое" и наоборот. Профессия драматурга, например, считалась почётной: создатель бессмертных трагедий Еврипид, комедиограф Аристофан. Чья сатира имела чёткую публицистическую направленность. Ремесло актёра - не было престижным. Эпитет"лицедей" обычно используют чтобы заклеймить, а не похвалить кого-то, даже актёра, как ни странно. Когда Нерон, по преданию, в свой смертный час, назвал себя "великим артистом", сочувствия у римских историков это не вызвало.

Однако, опять же, уже древние осознали, что не только демократическому, но и просто любому лидеру, стремящемуся к популярности, к "любви народной" желательно овладеть актёрской техникой подачи своих "смыслов". Особенно, если нужно "выступать" - даже перед незначительной по числу аудиторией, например, придворных. Здесь большую роль играет ритуал, церемониал и т.п. Но и в неформальной обстановке, среди сподвижников, соратников и даже друзей ( все категории у политиков весьма условны) - нужно "выглядеть" достойно, "фотогенично". Потому что подлинно "неформальных" обстоятельств у таких людей не бывает, любая случайно брошенная фраза грозит войти или "попасть" в историю. Лучше предусмотреть, чтоб "случайности" были "неслучайны"( незабвенный учитель Угвей).

Поэтому удивляет "удивление" ( извините за тавтологию) публики по поводу эпизода с выступлением Терешковой. Можно спросить: Вы чего, собственно, ожидали, господа зрители? Тем более, что в обществах, придерживающихся традиции - поступать "как отцы и деды наши" - священный принцип. В общем-то. Это по поводу ритуалов и церемоний.

А по поводу полезности искусства владения не только речевой техникой, но и мастерством использования мимики, жеста, позы и прочими навыками привлечения благосклонного ( насколько получиться) внимания аудитории напомним примеры Демосфена и Цицерона. Это из древних. Не так артистичен как они ( на первый взгляд), но не менее убедителен был У. Черчилль. Тем более, что как и Демофен, потомственный английский аристократ сэр Уинстон, изначально заикался, но преодолел это нежелательное, для политика в условиях парламентской монархии, препятствие. Здесь нельзя не вспомнить ( иначе не поймут) британское "кинополотно" "Король говорит" ( "The King's speech", реж. Т. Хупер, 2010). Из актёров по первоначальной профессии, ставших государственными деятелями, можно привести примеры Р.Рейгана ( знаковая фигура, олицетворение целой эпохи) и А. Шварценеггера ( достигшего вершины политической карьеры, возможной для человека, не родившегося в США).

На фото в галерее: 1) 6-ой президент Украины В.А.Зеленский 2) 3-й президент Грузии М.Н.Саакашвили 3) многократный кандидат в президенты В.В.Жириновский

Но вернёмся в наш день. Зачастую отличить - где функции политика доминируют над талантами артиста в некоторых случаях весьма сложно. Знаковая для данной темы фигура, В.А.Зеленский стал президентом Украины во-многом благодаря зрительскому успеху в юмористическом шоу и в кино. Но чем дальше уносит его река политической жизни от творческого поприща, тем менее цениться в народе авторитет персонажа Голобородько, а президентский "вес" у Владимира Александровича, кажется, не прибавляется. Другие два ярчайших примера - уважаемый мэтр российской политической сцены В.В. Жириновский и вновь, не так живописно, как в прошлый раз, возвращающийся в украинскую политику М.Н. Саакашвили. В первом случае - отрицать политический вес и особую роль ( от оценок воздержимся, это отдельная тема) в судьбах страны невозможно. Но и природный талант и владение техникой ярко проявляются до сих пор. Хотя, опыт и возраст, видимо, берут своё. А про Саакашвили можно заметить, что неслучайно он упорно подвизается, несмотря на все "не артистичные" усилия оппонентов по его оттуда выталкиванию, на арене борьбы за светлое будущее именно Украины. Уж очень подходящая сценическая площадка для такого если не великого, то явно одарённого "артиста".

Автор специально не приводит примеры из буквального "хождения" в политику отечественных "звёзд" шоу бизнеса, включая заметных в медийном смысле, деятелей спорта. У них и без моего скромного вклада много возможностей напомнить о себе.

Вывод: главное фактическое отличие нашей практики внедрения артистов во власть - "там" актёры становились политиками, у нас, по сути, - остаются актёрами. Это не хорошо, и не плохо. Констатация имеющегося опыта. Если одарённый актёр сумеет стать выдающимся государственным деятелем, что же в этом плохого? Главное, чтобы государственные деятели не превращались в актёров. Из благих, как обычно, побуждений. В силу специфики не только текущего момента, но и информационной стадии развития общества. Необходимо, видимо, соблюдать баланс между "словом и делом". Если это получается - слава, почёт и уважение. Хотя "любовь народная" как и "историческая память" - во многом не поддающиеся программированию феномены.

28.04.2020

Приглашаю подписываться на мой канал, ставить лайк, комментировать. Здоровья!