«Цвет - это истинное чудо! - восклицал когда-то один художник. - В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия». Художника звали Мартирос Сергеевич Сарьян. Вместе в Россией и Советским Союзом он прошел сложнейший жизненный путь и остался таким же прекрасным, каким был в юности. Художник вырос в бедной многодетной семье, занимавшейся земледелием. Между тем Сарьян с особым вдохновением часто вспоминал детские годы, проведённые в степи. Восторженное детское восприятие навсегда определило главных героев его живописи: это природный свет и чистый естественный цвет, которые он наблюдал в природе. В степи.
После окончания школы Сарьян стал работать в местной почте. Свободное время, много журналов. Интересные типы, заглядывающие на почту – вот всё, что нужно молодому человеку, чтобы начать рисовать. Вернее, сначала срисовывать с репродукций, напечатанных в журналах. Старший брат Сарьяна, Ованес, увидев его желание рисовать, знакомит его со своим приятелем, художником А. Арцатбаняном, студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Увидев несомненный талант юноши, Арцатбанян готовит Мартироса к вступительным экзаменам. В 1897 году, в 17 лет, Мартирос Сарьян становится студентом Московского училища и начинается его удивительная художественная жизнь…
Я помню этого художника с детства. Тогда, в маленьком уральском городе, я обучалась в художественной школе. По дороге в школу попадался книжный магазин. Помню прохладу магазина и запах свежей печатной краски. И какую-то торжественную тишину. Там я покупала для себя самые дешевые альбомы советских художников. Было много дорогих и пафосных. А вот из недорогих однажды купила папку с напечатанными акварельными рисунками «Сказки и сны» советского армянского художника Мартироса Сарьяна. Эти работы были созданы художником в 1904 -1907 гг. В них явь перекликалась с фантазией, грёзой. Грёзой любви. Какое это было удовольствие – рассматривать каждый лист с волшебным пейзажем. Красивыми людьми и животными. Да-да, рядом с людьми всегда изображались козочки, лани. Они написаны приглушенными пастельными тонами и отличаются от самых известных пейзажей и портретов Сарьяна. Там - насыщенные и яркие краски. Много света. Но мне ближе эти грёзы любви, мечты об идеальных людях и гармоничных отношениях с природой. Посмотрите, как хороша «Любовь». Сколько в ней мастерства, мелодичности и интимности. Спасибо, Мартирос Сергеевич Сарьян, за ваш свет, который светит нам через многие годы!