Одним из важнейших постулатов в работе педагога является соответствие его знаний и навыков современным методам преподавания. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – комплекс методик профессионального самосовершенствования педагога, разрабатываемый преподавателем индивидуально с учетом особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывном методическом содействии и сопровождении.
Для чего нужен индивидуальный образовательный маршрут педагога
Сразу отметим, что индивидуальный маршрут - это инструмент для самооценки, который может помочь при прохождении аттестации, а не обязательный документ или дополнительная бюрократическая бумажка.
В ходе реализации реформы образования одним из ее актуальных аспектов является периодическое обновление системы оценки качества школьного образования с позиций владения педагогами новейшими методиками и приемами преподавания. С целью поддержания высокого уровня компетентности и соответствия методики преподавания актуальным требованиям ФГОС учителя разрабатывают и реализуют собственный индивидуальный образовательный маршрута педагога.
На протяжении всей педагогической деятельности индивидуальный маршрут помогает специалисту отслеживать и фиксировать результаты деятельности в области разработки и совершенствования методик преподавания, проводить оценки их эффективности, а также способствует личностному росту.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога в школе. Пример разработки и оформления
ФГОС декларирует постоянное повышение квалификации педагога как основополагающий аспект для эффективного педагогического процесса в школе. ИОМ школьного учителя является документом, основанным на дифференцированном подходе к образовательному процессу и отражающим работу над разработкой и реализацией собственных методик, а также выработкой путей для личностного роста.
План реализации маршрута представляет собой дорожную карту на определенный временной период, в которой работник описывает последовательность методических и других процедур с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов в ходе их исполнения.
Предпосылкой возникновения необходимости индивидуального образовательного маршрута педагога явился накопленный практический опыт в образовательной деятельности, который, в силу современных требований, надлежало дополнить новейшими методиками и разработками в области педагогики. Этому во многом способствовала реформа образования в РФ.
Занимаясь разработкой индивидуального образовательного маршрута педагога, учителя руководствуются правами и свободами, декларированными им статьей 47 закона об образовании, а также требованиями ФГОС и профессионального стандарта.
Согласно вышеупомянутой статье закона, у учителя есть право выбора методов обучения и воспитания, в том числе право на внедрение собственных методик образования, не противоречащих ФГОС.
В свете последних изменений педагогических профстандартов каждые 5 лет учителя должны проходить классификационную аттестацию. Межаттестационный период – лучшее время для разработки ИОМ. Дмитрий Ливанов, один из родоначальников российской реформы образования, указал на необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута педагога по результатам профессиональной аттестации.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога состоит из нескольких этапов:
- Самодиагностика. Немаловажная роль в этой процедуре отводится регулярной аттестации преподавателя. Основываясь на итогах профессиональной аттестации, педагог делает выводы о сильных и слабых сторонах своей профессиональной деятельности, что ложится в основу составления ИОМ.
- Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога по итогам первого этапа. Автор ИОМ составляет план работы на определенный период, называемый дорожной картой. Дорожная карта индивидуального образовательного маршрута педагога для удобства может быть оформлена в табличной форме.
В дорожной карте должны быть отражены следующие аспекты:
- направления, определяющие работу над маршрутом (психолого-педагогические, профессиональные и методические);
- список мероприятий по каждому направлению;
- сроки реализации намеченных мероприятий;
- прогноз ожидания собственных достижений;
- описание форм представления результатов деятельности.
- Практическая реализация ИОМ.
- Оценка деятельности и анализ эффективности ИОМ.
Для наглядного представления индивидуальный образовательный маршрут педагога по ФГОС оформляют в виде документа, имеющего четкую структуру, отвечающую требованиям образовательного стандарта.
Структура ИОМ:
- титульный лист;
- персональная информация о педагоге;
- пояснительная записка с систематизированным и упорядоченным содержанием, отражающим последовательность действий при реализации ИОМ;
- дорожная карта индивидуального образовательного маршрута педагога;
- выводы и анализ деятельности.
Каждый педагог разрабатывает ИОМ самостоятельно, учитывая при этом личностные особенности, область применения знаний и условия профессиональной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога в детском саду
Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ разрабатывается на основе приобретенного личного опыта и знаний, а также опирается на концепцию, потребности и рекомендации конкретного детского учреждения.
При работе над ИОМ педагог-воспитатель руководствуется как общими принципами разработки индивидуального образовательного маршрута педагога, так и рекомендациями педсовета и психолога-методиста ДОУ. Большую роль в психолого-педагогическом разделе маршрута следует отвести работе с родителями. Следует разрабатывать новые концепции взаимодействия с ними ради совместной цели – воспитания гармоничной личности ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут психолога в школе
Одна из ключевых ролей в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога-психолога отводится обмену педагогическим опытом. Наряду с традиционными формами – семинарами и тематическими педсоветами – популярность завоевывают вебинары, способные охватить большую аудиторию слушателей. В ИОМ школьного психолога особую роль следует отвести разработке программ по персональной работе с детьми и родителями.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога-психолога в ДОУ
В связи с тем, что психологу в ДОУ отведена важная роль в становлении и развитии личности ребенка, разработка индивидуального образовательного маршрута педагога-психолога является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Психолог ДОУ должен сосредотачиваться не только на разработке и воплощении собственного ИОМ. В его задачи входят также составление и реализация маршрутов по сопровождению различных психологических типов детей, требующих персонифицированного подхода к воспитанию.
Для создания ИОМ очень важен обмен опытом и изучение методик других специалистов. Эти знания психологи ДОУ могут получать на регулярных встречах коллег и семинарах, а также на вебинарах специализированных интернет-ресурсов, созданных для взаимодействия и обмена опытом.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога дополнительного образования
Комплекс мероприятий педагога, направленный на развитие взаимоотношений с учениками во внешкольной среде, – это то, что отличает индивидуальный образовательный маршрут педагога дополнительного образования. Профессиональная деятельность педагога, работающего в этой сфере, должна быть акцентирована на разработке программ и мероприятий с индивидуально-дифференцированным подходом к ученикам. Перед разработкой маршрута следует выявить темы, наиболее интересующие его учеников. Для этого допустимо привлекать наиболее активных учащихся к выбору тем для ИОМ.
В процессе совершенствования методик преподавания специалистам образовательных организаций недостаточно разработок только индивидуальных образовательных маршрутов педагога. Для учителей и психологов необходимо создавать и реализовывать в ходе педагогической деятельности программы индивидуальных маршрутов для детей, требующих особого внимания. Это могут быть программы для талантливых детей, для детей с особенностями развития и другими индивидуальными качествами.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.