Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Американский бард John Denver (1943 - 1997)

John Denver (Henry John Deutschendorf) — американский певец и автор песен, продюсер, актёр и гуманист, чей самый большой коммерческий успех состоялся в качестве сольного певца. Денвер начал свою музыкальную карьеру в фольклорных группах в конце 1960-х годов, а в 1970-х стал одним из самых популярных акустических артистов десятилетия и одним из самых продаваемых артистов вообще. В 1970-е музыка Джона Денвера, казалось, была повсюду. В течение нескольких лет Денвер выпустил семь синглов, которые попали в «топ 10», от «Take Me Home, Country Roads» в 1971 до «I’m Sorry» в 1975 году. Его альбомы и песни сочетали поп-музыку и кантри, находились в чартах и нашли поклонников всех поколений по всему миру. С его очками в проволочной оправе, сладким голосом и звоном гитары, Денвер исполнял серенады зрителям на своих собственных телевизионных шоу и выступал со всеми — от «The Carpenters» до Фрэнка Синатры и Маппет-шоу. Видео «John Denver - Take Me Home, Country Roads (Live from The Wildlife Concer

John Denver (Henry John Deutschendorf) — американский певец и автор песен, продюсер, актёр и гуманист, чей самый большой коммерческий успех состоялся в качестве сольного певца. Денвер начал свою музыкальную карьеру в фольклорных группах в конце 1960-х годов, а в 1970-х стал одним из самых популярных акустических артистов десятилетия и одним из самых продаваемых артистов вообще.

В 1970-е музыка Джона Денвера, казалось, была повсюду. В течение нескольких лет Денвер выпустил семь синглов, которые попали в «топ 10», от «Take Me Home, Country Roads» в 1971 до «I’m Sorry» в 1975 году. Его альбомы и песни сочетали поп-музыку и кантри, находились в чартах и нашли поклонников всех поколений по всему миру. С его очками в проволочной оправе, сладким голосом и звоном гитары, Денвер исполнял серенады зрителям на своих собственных телевизионных шоу и выступал со всеми — от «The Carpenters» до Фрэнка Синатры и Маппет-шоу.

Видео «John Denver - Take Me Home, Country Roads (Live from The Wildlife Concert)».

Как такой нежный и искренний трубадур, прямо из фолк-кафе, стал мировой суперзвездой? Сам Денвер указал на одну из причин, в интервью «New York Times» в 1976 году:

В течение долгого времени не всегда можно было осознавать некоторые вещи о себе. Например, то, что вы любите свою старую леди. Что приятно выйти на солнце. Что время от времени в дождливый день тебе грустно. Что эта жизнь хороша. Поскольку я был в состоянии передать это и охватить большую аудиторию, это помогло всем почувствовать эти вещи... Никто больше не поёт такие песни. Все остальные говорят о том, как тяжела жизнь, а я здесь пою о том, как хорошо жить.

John Denver, 1975, фото wikimedia.org
John Denver, 1975, фото wikimedia.org

В 80-х и последующих годах популярность музыки Денвера потускнела на фоне неизбежных изменений в музыкальной и культурной моде, но он продолжал петь о любви, природе и благодарности, пока его жизнь не прервалась при крушении экспериментального самолета, на котором он летал в 1997 году. И благодаря простой и эмоционально прямой выразительности его песен, они остались стандартным репертуаром для всех музыкантов, которые поют под акустическую гитару, даже если они не всегда хотели демонстрировать этот факт. Американский музыкант Dave Matthews говорит о Денвере:

Я думаю, что он был важной «скрепой» для многих людей. В некотором смысле он смеялся над индустрией, в которой был на вершине, и смеялся над тем, что считалось «крутым». Так что даже было время, когда, может быть, я немного стыдился своей привязанностью к нему, и, возможно, скрывал это, когда изо всех сил старался быть «крутым».

В то время как изящные мелодии Денвера и его сладкий голос занимали центральное место в его музыке, ещё одной важной особенностью всех его песен была чёткая гитарная работа, в первую очередь в стиле фингерстайл, на шести- и двенадцатиструнных гитарах. Он не был эффектным игроком, но очень старался создавать такие партии гитары, которые тонко поддерживали вокал, часто добавляя мелодичные риффы и украшения, которые стали неотделимы от его песен. Денвер обычно играл с помощью «когтей» на большом и остальных пальцах.

Гитара, с которой начинал Джон Денвер, попала к нему от его бабушки, когда ему было 11 лет. Этим инструментом был Archtop L-37, сделанный примерно в конце 30-х годов (хотя сам Денвер часто говорил, что он был сделан в 1910 году).

На этом Гибсоне Денвер научился играть песни «The Everly Brothers» и других хит-мейкеров 1950-х годов, а к началу 60-х его зацепили «The Kingston Trio» и ведущие артисты «народного возрождения», такие как Joan Baez, Tom Paxton, «The New Christy Minstrels», «The Chad Mitchell Trio» и «Peter, Paul and Mary».

После того, как Chad Mitchell покинул свое одноимённое трио в 1965 году, Денвер получил свой первый большой прорыв в качестве члена группы, которая продолжала гастролировать как «The Chad Mitchell Trio» в конце 60-х.

Упомянутая выше гитара L-37, которая в настоящее время находится в Музее музыкальных инструментов в Фениксе, штат Аризона, пережила некоторые потрясения. Однажды летом на вечеринке 4 июля, когда Денвер работал в лесном лагере в штате Вашингтон, участник какой-то шумной компании, очевидно, возражая против того, чтобы Денвер играл песню Hank Williams, ударил его гитарой — событие, увековеченное трещиной на её деке. Позже этот Гибсон пропадал около четырёх лет, но Денвер отпраздновал его возвращение в песне «This Old Guitar», выпущенной на мультиплатиновом альбоме «Back Home Again». На концерте он исполнил песню соло, подчеркнув свою связь с инструментом, который, как говорится в тексте, «дал мне мою жизнь, мой хлеб».

По материалам статьи (англ.). Читайте также: Кристофер Паркенинг, тернистая карьера классического гитариста.