Найти тему
машина

Фотографии микроавтобусов ЗИЛ Юность из старого альбома

Несколько лет тому назад мы публиковали на канале подборки фотографий из одного старого зиловского фотоальбома. Им были посвящены целых три материала: про грузовики АМО/ЗИС, про более поздние модели грузовиков ЗИЛ, а также про легковые ЗИСы и ЗИЛы. В этой же серии должен был выйти небольшой отдельный пост о микроавтобусах "Юность", но опубликовать его мы забыли - так и провисел он столько времени в черновиках. Что ж, пора исправиться!

Редактировать галерею
Редактировать галерею

Вообще ЗИЛ-118 «Юность» - явление в мировом масштабе уникальное: микроавтобус, созданный на шасси штучного правительственного лимузина! Его появление было обусловлено стремлением вывести производство хотя бы отдельных узлов и агрегатов лимузинов на рентабельный уровень. К тому же серийный характер производства позволил бы поднять и качество этих узлов (а при штучном выпуске по обходным технологиям с этим действительно были большие проблемы: процент брака был очень высоким). Увы, не судьба: «Юность» первого поколения оказалась даже более редкой «штучкой», чем сами легковые лимузины ЗИЛ того же времени…

-2

На базе «Юности» первого поколения в 1968 году на заводе разработали «скорую помощь» ЗИЛ-118А. Тоже весьма интересная машина, не имевшая на тот момент аналогов. Для того чтобы медперсонал мог работать с пациентом во время движения, двухметровый фрагмент крыши у ЗИЛ-118А сделали подъемным, оснастив резиновой «гармошкой». Функциональные испытания машина проходила в институте имени Склифосовского. До серийного производства, понятно, дело так и не дошло.

В 1968 году, когда микроавтобус «Юность» решили-таки попробовать внедрить в серию, модель ЗИЛ-118 на базе лимузина ЗИЛ-111 уже успела изрядно устареть. К тому же легковое производство МосавтоЗИЛа уже переходило на сборку лимузинов ЗИЛ-114 совершенно нового поколения. Так что неудивительно, что родилось решение о разработке микроавтобуса «Юность» второго поколения, унифицированного именно с моделью ЗИЛ-114. Первый образец такой машины построили в 1970 году – он как раз показан на фото. И, что важно, на тот момент он назывался еще не ЗИЛ-118К, как подписано в альбоме, а ЗИЛ-119-70. Индекс «118К» появится на «Юности» второго поколения лишь в апреле 1972 года (причина внезапного переименования имеет бюрократические корни).

На базе «Юности» второго поколения также строили медицинские машины. На этом фото, например, показан реанимобиль ЗИЛ-118КА с высокой крышей: таких построили 2 штуки в 1978-м. А была еще версия ЗИЛ-118КС с низкой крышей, но и тех сделали всего несколько единиц, даже не представив в альбоме.

И ведь удивительное дело: еще лет 30 назад в организациях, которым довелось иметь на балансе старенькие микроавтобусы "Юность", их считали форменным металлоломом. А сами зиловцы даже в свое время с легким сердцем отправили один ЗИЛ-118 на краш-тест, разбив на дмитровском автополигоне о бетонный куб. А теперь любой микроавтобус ЗИЛ - это коллекционная редкость с несусветной ценой. Вам, кстати, какой вариант больше нравится - первого или второго поколения?