Несколько лет тому назад мы публиковали на канале подборки фотографий из одного старого зиловского фотоальбома. Им были посвящены целых три материала: про грузовики АМО/ЗИС, про более поздние модели грузовиков ЗИЛ, а также про легковые ЗИСы и ЗИЛы. В этой же серии должен был выйти небольшой отдельный пост о микроавтобусах "Юность", но опубликовать его мы забыли - так и провисел он столько времени в черновиках. Что ж, пора исправиться!
Вообще ЗИЛ-118 «Юность» - явление в мировом масштабе уникальное: микроавтобус, созданный на шасси штучного правительственного лимузина! Его появление было обусловлено стремлением вывести производство хотя бы отдельных узлов и агрегатов лимузинов на рентабельный уровень. К тому же серийный характер производства позволил бы поднять и качество этих узлов (а при штучном выпуске по обходным технологиям с этим действительно были большие проблемы: процент брака был очень высоким). Увы, не судьба: «Юность» первого поколения оказалась даже более редкой «штучкой», чем сами легковые лимузины ЗИЛ того же времени…
На базе «Юности» первого поколения в 1968 году на заводе разработали «скорую помощь» ЗИЛ-118А. Тоже весьма интересная машина, не имевшая на тот момент аналогов. Для того чтобы медперсонал мог работать с пациентом во время движения, двухметровый фрагмент крыши у ЗИЛ-118А сделали подъемным, оснастив резиновой «гармошкой». Функциональные испытания машина проходила в институте имени Склифосовского. До серийного производства, понятно, дело так и не дошло.
В 1968 году, когда микроавтобус «Юность» решили-таки попробовать внедрить в серию, модель ЗИЛ-118 на базе лимузина ЗИЛ-111 уже успела изрядно устареть. К тому же легковое производство МосавтоЗИЛа уже переходило на сборку лимузинов ЗИЛ-114 совершенно нового поколения. Так что неудивительно, что родилось решение о разработке микроавтобуса «Юность» второго поколения, унифицированного именно с моделью ЗИЛ-114. Первый образец такой машины построили в 1970 году – он как раз показан на фото. И, что важно, на тот момент он назывался еще не ЗИЛ-118К, как подписано в альбоме, а ЗИЛ-119-70. Индекс «118К» появится на «Юности» второго поколения лишь в апреле 1972 года (причина внезапного переименования имеет бюрократические корни).
На базе «Юности» второго поколения также строили медицинские машины. На этом фото, например, показан реанимобиль ЗИЛ-118КА с высокой крышей: таких построили 2 штуки в 1978-м. А была еще версия ЗИЛ-118КС с низкой крышей, но и тех сделали всего несколько единиц, даже не представив в альбоме.
И ведь удивительное дело: еще лет 30 назад в организациях, которым довелось иметь на балансе старенькие микроавтобусы "Юность", их считали форменным металлоломом. А сами зиловцы даже в свое время с легким сердцем отправили один ЗИЛ-118 на краш-тест, разбив на дмитровском автополигоне о бетонный куб. А теперь любой микроавтобус ЗИЛ - это коллекционная редкость с несусветной ценой. Вам, кстати, какой вариант больше нравится - первого или второго поколения?