(2019, Россия)
"Страшно далеки они от народа", - сказал однажды Ленин о декабристах. То же самое можно сказать и о создателях этого фильма. Ибо настолько далеки они от народа - читай от массового зрителя, - что даже не удосужились рассказать ему мало-мальски внятную историю Декабристского восстания. А та, что была здесь рассказана...
...Ну это даже не история, а так, набор почти не связанных друг с другом зарисовок про каких-то людей в мундирах с эполетами. Которые даже на лицо друг от друга едва отличимы, а сколько-нибудь уникальными характерами не обладают в принципе. Если, конечно, не считать проработкой характеров сверкание глазами, вытягивание во фрунт, разговоры надрывными голосами и пафосные рассуждения о том, "что же будет с родиной и с нами".
И вот эти одинаковые болванчики двигаются по экрану то на одном красивом фоне, то на другом, о чем-то между собой толкуют, солдатиков взад-вперед гоняют... а внятная история при этом, хоть ты тресни, никак не складывается.
Более того, решил я тут пошутить, что дескать, режиссёр Кравчук использовал не полноценный сценарий, а статейку из Википедии. И прочел её. И понял, что шутка ушла в молоко. Потому что даже куцая вики-статейка рисует у нас перед глазами гораздо более полную и внятную картину восстания, нежели это двух-с-лишним-часовое кино с бюджетом в 800 000 000 рублей.
Ладно хоть спасибо, при первом выходе героев на экране авторы подписывают, кто они такие. Правда, смысла в этом почти никакого. Даже если бы их фамилии по ошибке перепутали, вряд ли кто-то заметил бы разницу, так как все они начисто лишены биографий и предысторий. Кроме разве что условно-главного героя Муравьёва-Апостола, который, как нас просветят во вступлении, учился в парижском пансионе. Да так прилежно, что аж сам Наполеон Бонапарт, подискутировав с маленьким Серёжей на философско-патриотическую тему, прослезился и молвил: "Как бы я хотел, чтобы у меня был такой сын!"...
И ничего смешного - это сцена из фильма, а уж создатель "Викинга" явно не станет нам врать... так ведь?
Даже когда изучаешь историю Декабристов по школьному учебнику, видишь, насколько нерешительно-хаотичной, не сказать самоубийственно-глупой была их авантюра на Сенатской площади. В "Союзе Спасения" же всё это, помноженное на скомканность сюжета, выглядит и вовсе бессмыслицей.
- Эй, служивые, чего вы здесь в своё каре выстроились-то?
- Не хотим присягать Николаю Первому! Мы за Императора Константина! За Конституцию!
- Ясно! С пониманием. А чего стоим-то, кого ждём?
- Чо, блин, глухой? Сказано же: мы за императора Константина! За Конституцию!
- Да ёпрст... А, хрен с вами, стойте. Вон, уже и пушечки подкатили. Чтобы вам здесь топтаться не так скучно было...
А вообще, судя по фильму, дезорганизация и заторможенность повстанцев объясняется банальным фактом: они просто-напросто замерзли и оттого туговато соображали. Да и как им было не стучать зубами от холода, если бо́льшая их часть тусила на площади в летнем обмундировании, без шинелей и варежек? При том, что на дворе стоял декабрь. И не нынешний, щадящий, а тот, олдскульный - ветреный и снежный.
Да, вот такие были звери, эти повстанцы, по версии режиссёра Кравчука - солдатиков голышом на мороз выгнали! А государь император Николай I, считай, пожалел несчастных, погнав их пушечками с площади, дабы побегали и согрелись. И по тем пяти зевакам, что наблюдали их флэшмоб и изображали десятки тысяч (!) зевак (и грядущие сотни трупов) из реальных событий, государь из тех пушек чисто случайно картечью стрельнул, вот-те крест! И вообще Николаюшко №1 был просто сущий ангел, повесив в итоге лишь пятерых заговорщиков, а прогрессивная общественность всё равно на него за это дулась.
Неблагодарный народишко! И неблагодарный зритель, который забил болт на этот типа-исторический ералаш и продинамил его в прокате!
***
В общем, нечего тут подытоживать, и так всё понятно. Муравьёв-Апостол со товарищами были наивные и злые идеалисты, царь-батюшка - суровый, но справедливый надёжа и опора, а народ... в смысле, те пять человечков на площади... Ай, да пофиг на народ, ибо всё равно страшно далёк он от всего здесь показанного.