В конце 18 века в России в связи с открытием новых месторождений самоцветных камней минералогия стала модной наукой. Увлечение цветными камнями, ограненными алмазами, а также особенностями изготовления ювелирных украшений нашло свое отражение в разработке специальных пособий для детей дворян. Методика преподавания «знаний о драгоценностях» описывается в ряде мемуаров и записок екатерининского времени. Для учебных целей в екатерининском Эрмитаже специально собиралась коллекция художественных изделий со вставками различных минералов. В 1790 году в Эрмитаже имелся целый кабинет, насчитывавшим до 10 тысяч камей «всех веков и народов». Екатерина Вторая даже сама занималась ювелирным делом, в частности огранкой драгоценных камней, и способствовала тому, чтобы все книги и материалы о камнях и ювелирном мастерстве бережно собирались везде, где только можно, и привозились в Россию.
В 1817 году в условиях огромного интереса и любви к камню в Петербурге было создано первое в России минералогическое общество. На волне увлечения самоцветами в 1820-1850 годах и открыты замечательные богатые месторождения алмаза, изумруда, топаза, рубеллита, рубина, демантоида. Это послужило толчком к созданию ограночной и ювелирной промышленности.
И сегодня по всей России много музеев минералогии. Замечательный музей им А. Ферсмана, геологический музей в Москве им. Вернадского. В Санкт Петербурге интересно с детьми сходить в минералогический музей при горном университете. Периодически проводятся выставки минералов и развалы камней. Для родителей очень важно приучить своих детей к изучению необыкновенной красоты камня!