Найти тему
Анна Ложкина

Наказания не работают

Наказать ребёнка за какой-то проступок очень легко. Не сделал как я хотела - получай наказание. Накосячил еще где-то - получай снова. И вот ты уже вроде как «управляешь ситуацией» и взял под контроль ребёнка. И заморачиваться не надо, разбираться в причинах, искать способы исправить ситуацию, наказал и дело с концом.

Наша задача как родителей помочь детям вырасти, научиться жить в этом мире, управлять своей жизнью, слышать себя, идти к своим целям и т.д. Я бы при этом еще хотела остаться близким человеком, на которого мои дети всегда могут положиться и получить поддержку.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Чего мы добьёмся наказаниями?

Ну как вариант чего-то из этого:

- Ребенок под воздействием страха (а это не самая лучшая эмоция) перестанет делать то, из-за чего его наказали. Но желаете ли вы своему ребенку жить в страхе?

- Отношения между родителем и ребенком будут ухудшаться, пропасть непонимания расти. Вспомните свои чувства и эмоции, когда вас наказывали? А если наказывали еще и несправедливо/не разобравшись?

- Ребенок будет продолжать «косячить», но начнет это от вас скрывать.

- Он будет бояться рассказать вам что-то, что происходит в его жизни из-за страха наказания. А вдруг от этого «что-то» зависит его здоровье или жизнь?

- Вы получите протестующего «неуправляемого» ребенка, который испытывает вас на прочность и специально совершает проступки. А вам придется придумывать новые наказания.

- Однажды ваши наказания не испугают ребенка, он скажет вам: «ну и что!» или уйдет из дома в 12 лет.

Да, теплые доверительные отношения с детьми закладываются с раннего детства. Это как снежный ком. И как вы его эмоционально окрасите, таким он и сформируется.

Будет ли это ком теплоты, доверия и любви или критики, наказания и протеста. Решать вам.

Вам, а не детям.

Альтернатива наказанию

А что делать вместо наказаний, хорошо написано в книге "Как говорить, чтобы дети слушали. Как слушать, чтобы дети говорили" в главе "Альтернатива наказанию". Рекомендую к прочтению.

Фрагмент книги "Как говорить, чтобы дети слушали. Как слушать, чтобы дети говорили" Фабер А., Мазлиш Э.
Фрагмент книги "Как говорить, чтобы дети слушали. Как слушать, чтобы дети говорили" Фабер А., Мазлиш Э.