Одним из завершающих эпизодов празднования Масленицы, как известно, является сожжение чучела. Сожжение чучела в подобном празднике есть у многих народов, но почему то этого нет в празднике карнавала. Хотя на это есть вполне логическое объяснение. В годы инквизиции в средневековье широко практиковалось сожжение публично женщин, считавшихся ведьмами. Поэтому, возможно, сожжение чучела, европейцами могло толковаться как элемент обряда охоты на ведьм, что там этого не хотелось многим.
Есть обряд сожжения чучела на весеннем празднике Холи, у индийцев. Есть несколько версий, объясняющие этот обряд. По одной версии царь Хираньякашипу пытался заставить своего сына Прахладу отречься от веры в бога Вишну с помощью всяких жестоких испытаний, напоминающие жесткие испытания христианских мучеников во времена Римской империи. Одно из таких испытаний было испытание огнем, где вместе с Прахладой участвовала его родная тетя Холика. Они вместе вошли в огонь, Прахлада остался цел, а его тетя Холика сгорела. По другой версии царь Канса решил отравить своего маленького племянника Кришну. Для этого он подослал к Кришну демона Путну, переодетого в женщину, чтоб тот отравил его грудным молоком. Но малыш Кришну всасывал не только молоко Путну, но его кровь, превращая его обратно в демона. В итоге Путну не выдержала, побежала и сгорела в пламени. Общее в этих версиях то, что демоницы сгорают в огне вместо молодых людей, ребенка. Здесь можно привести пример из греческой мифологии, где в огне от Зевса сгорела его возлюбленная Семела, но Зевс смог вытащить из огня недоношенного своего сына Диониса. Похожий сюжет есть уже с участием бога Аполлона, который сжег свою возлюбленную Корониду на костре, вынув из ее чрева младенца Асклепия. У Асклепия с Дионисом было общее не только схема рождения, но и атрибутика, чаша с напитком. К тому же в римской мифологии Дионис мыслился как сын Аполлона.
У иранцев День весеннего равноденствия, Навруз, связывают с днем похорон легендарного Сиявуша. Сиявуша по клеветническим наветам Гарсиваза убил богатырь Горуй по приказу туранского царя Афрасиаба. А на месте убийства Сиявуша, от его пролитой крови, вырастает цветок «кровь Сиявуша».Но царь Афрасиаб также решил убить свою дочь Фарангис, беременной от Сиявуша, но передумал после уговоров его двоюродного брата Пирана. В этом сюжете опять встречается персонаж беременная женщина, а также цветок, рожденный от крови убитого.
В одной из русских народных сказках есть один занимательный сюжет. Там Иван дурак во время своего путешествия забрел в избушку на курьих ножках. Баба Яга его схватила и решила его изжарить в печке. Для этого Ивана-дурака посадила на лопату, а Иван руки и ноги растопырил и в печку не влезает. Пришлось Бабе Яге самой показывать, как надо сидеть на лопате. Только как села он на лопату, Иван-дурак сразу же бросил ее в печку, запер заслонку и потом уехал на лошади. То есть в этой сказке типичный пример подмены жертвы. Вообще то как раз сюжет подмены жертвы как раз характерен для культа Кроноса, хотя бы взять всем известный пример подмена новорожденного младенца бога Зевса камнем Омфалом. Но судя по всему, именно подменой жертвы праздник, обряд заканчивается.
У ацтеков есть один любопытный известный миф о создании пятого солнца. В этом мифе боги решили создать новое пятое солнце. Для этого они разожгли костер, в который должен броситься избранник, чтоб стать Солнцем. Претендентов было два: Тексистекатль, здоровый и богатый, и Нанауацин, больной кожными болезнями и бедный. Но Тексистекатль бросаться в костер что-то не решался, зато решился сразу туда броситься Нанауацин, после чего стал Солнцем. Вслед за ним решился броситься в костер и Тексистекатль, который стал Луной.
Сюжет с заменой разумеется есть и Библии. Это известный случай принесения в жертву своего сына Исаака Авраамом. Исаак должен быть сожжен на одной из гор земли Мориа, Но Бог передумал и отменил свой приказ о жертвоприношении Исаака, разрешив ему принести в жертву вместо сына барана. Все это лишь указывает, что первоначально обрядом было предусмотрено сожжение молодого парня, в котором потом было заменено символической жертвой, чучело.