Найти в Дзене

Алхимия цвета

Идя по проторенной дороге никогда не увидеть и половины всех возможностей используемых материалов. Иногда нужно «давать глине волю» и отпускать процесс, позволять ему возможность стихийно развиваться, но очень внимательно наблюдать за результатами. Так можно получить непредсказуемые, незапланированные и совершенно неожиданные эффекты, а также много новых идей для дальнейшей работы.

Например, можно попробовать соединить несколько глин разных цветов в одном изделии. Казалось бы, что может быть проще? Однако результаты столь многообразны и непредсказуемы! Ну как тут не соблазниться и не поэкспериментировать?

Нам потребуются глина нескольких цветов и, если есть, пигменты. Из инструментов необходимы: ткань, скалка, два бруска, проволока, цикля (скребок), канцелярский ножик.

Порядок работы:

Собираем многослойный «бутерброд» из нескольких пластин глины разного цвета.

В такой "бутерброд" можно добавить несколько видов глин, как естественного цвета, так и подкрашенных пигментами.
В такой "бутерброд" можно добавить несколько видов глин, как естественного цвета, так и подкрашенных пигментами.

Сминаем их, немного вытягивая и в "колбаску" и перекручивая вокруг своей оси. Имейте в виду, чем сильнее усилие, тем тоньше получаются слои.

Заготовка перед разрезанием.
Заготовка перед разрезанием.

Получившуюся заготовку разрезаем проволокой на пластинки примерно равной толщины. Можно дополнительно выровнять их по толщине, раскатав сквозь ткань скалкой. Использование брусков очень желательно!

Разрезать колбаску можно не только поперёк, но и под углом.
Разрезать колбаску можно не только поперёк, но и под углом.

Проволока немного смазывает рисунок слоёв, так что не огорчайтесь раньше времени, если не увидите "вау-эффект" сразу после разрезания заготовки.

Полученные заготовки можно выровнять, пройдясь по ним скалкой. Раскатывать лучше через ткань.
Полученные заготовки можно выровнять, пройдясь по ним скалкой. Раскатывать лучше через ткань.

Формируем изделия, выбирая самый эффектный узор, используя штампы, гипсовые формы или ручную лепку.

Сердечки это просто пример, форма изделий может быть совершенно любой - круглой, квадратной или иной сложной формы.
Сердечки это просто пример, форма изделий может быть совершенно любой - круглой, квадратной или иной сложной формы.

Далее следует этап сушки. Сушить все тонкие изделия необходимо либо на сетке/решётке, либо под тканевым прессом, чтобы наши изделия не коробило и не деформировало от неравномерной влажности.

Поверхность изделий необходимо выровнять и подчистить скребком, чтобы раскрыть рисунок, но будьте аккуратны на этом этапе изделия очень хрупкие. Всё-таки это глина, будучи влажной, она легко смазывается и рисунок вместе с ней.

Изделия двух видов после выравнивания поверхности циклей и канцелярским ножиком.
Изделия двух видов после выравнивания поверхности циклей и канцелярским ножиком.

Приготовьтесь, пыли будет много. После работы обязательно проведите влажную уборку рабочего места.

Далее следует этап обжига. Он придаёт изделиям не только прочность, но также усиливает их цвет и контрастность рисунка.

Изделия из двух видов глин после первого обжига. Уже смотрится неплохо, правда?
Изделия из двух видов глин после первого обжига. Уже смотрится неплохо, правда?

Для этих изделий использовались два вида глины, и три вида пластин, один из которых подкрашивался оксидом меди.

Действие оксида меди на глину практически незаметно, если только не приглядываться очень пристально.
Действие оксида меди на глину практически незаметно, если только не приглядываться очень пристально.

Глазурный обжиг показал сразу несколько сюрпризов. Прозрачная глазурь дала небольшое помутнение, придавшее ей голубоватый оттенок. Может печь остывала слишком медленно или было много паров воды? Кто знает, но на втором виде изделий помутнения не наблюдается.

Помутнение глазури создало эффект дымки, смягчив контрастность рисунка.
Помутнение глазури создало эффект дымки, смягчив контрастность рисунка.

Однако, отмечается другой эффект от оксида меди. Почти белые слои, после глазурного обжига, неожиданно приобрели медно-зелёный цвет с акварельной размывкой по краям.

Этот рисунок стал таким благодаря акварельному эффекту оксида меди, но вот почему он таким стал пока не ясно.
Этот рисунок стал таким благодаря акварельному эффекту оксида меди, но вот почему он таким стал пока не ясно.

Вот где самая интересная алхимия цвета! Чёткие, даже резкие и контрастные границы белого и тёмного красно-коричневого слоёв соседствуют с акварельной зеленью меди. Что именно дало такой эффект? Не имею ни малейшего представления, похоже, нужно будет провести ещё несколько опытов.

Акварельные эффекты, что их даёт, и главное, почему они возникают? Если знаете, поделитесь, пожалуйста, в комментариях. Буду весьма признателен.