Однозначно советская, но это только моё личное мнение, как учителя незнакомого толком с российской системой образования. О других странах я вообще ничего не могу сказать. Судя по достижениям финских учеников, есть чему и у них поучиться, но это тема уже для других специалистов.
Последовательность
Scope and sequence - это очень модное и распространённое выражение в американской педагогике, которое подразумевает последовательность в преподавании из класса в класс.
Например, в этом классе ученики работают над абзацем как отдельной и целой единицей (скажем, сочинения) а в следующем классе эти же ученики должны написать уже целое сочинение из 2-3 абзацев, логически связанных друг с другом.
Таких навыков в педагогике несметное количество, а принцип один: ученики должны надстраивать новые умения на уже приобретённые из года в год или (в идеале) от урока к уроку.
Последовательность в СССР
Этим и занималось министерство образования СССР, разрабатывая последовательность обучения с первого класса по десятый. Затем университеты и институты перенимали эстафету у школ и помогали уже студентам надстраивать более сложные навыки на уже имеющиеся. Всё было взаимосвязано.
Конечно, управлять всем процессом образования из одного центра было тяжело, и процесс шёл с погрешностями, но сама идея была замечательной.
Последовательность в США
В США scope and sequences у всех учителей на устах, но на деле вилами по воде писано. Не могу говорить о муниципальных школах (может, там с последовательностью лучше), но в моей частной школе, например, последовательность из класса в класс - вещь почти абстрактная.
Несколько лет назад наши восьмиклассники учились писать простенькие сочинения, а теперь только над абзацами работают. Я же, в девятом классе, так и продолжаю развивать навык написания логически связанных сочинений из 4-5 абзацев, хотя для многих учеников это сделать теперь намного сложнее.
Когда мои десятиклассники переходят в одиннадцатый класс и начинают изучать историю США, то сталкиваются вообще с новым типом преподавания, который мои коллеги решили ввести в этом учебном году, мол, старая модель устарела. Вполне возможно, но звено-то из нашей единой цепочки вырвано, и последовательность нарушена. Однако, это никого не волнует. Куда-нибудь кривая да выведет.
С другой стороны, когда американцы понятия не имеют о более эффективной и стройной системе образования, которая существовала в СССР, им совсем не жалко долбить отбойным молотком то, что самим досталось от таких же педагогов-импровизаторов. И я в их числе. Главное, чтобы детям было весело и интересно на уроках, особенно в частных школах.
Советские и американские учебники
Даже учебники были у советских школьников одинаковые, проверенные и перепроверенные. Никаких ошибок. Все до сих пор помнят что 'жи' и 'ши' всегда пишутся через 'и' за исключением всего нескольких случаев, которые мы тоже зазубривали. Да их и зубрить-то было совсем легко. Педагоги, на самом деле, применяли на практике только то, что действовало.
Кстати, предприимчивые люди в России сейчас переиздают советские (точнее - сталинские) учебники, потому что спрос на них растёт. Рекомендую для Ваших собственных детей.
Все учебники были небольшими и вмещались в портфель, чтобы не перегрузить ребёнка. Самые умные из моих американских учеников катают рюкзаки на колёсиках, так как только один из 4-5 учебников может весить столько же, сколько все советские по тем же самым предметам.
Американские учебники не только тяжеленные. Они ещё и красочные, с огромным количеством деталей. Как учителю, мне интересно с ними работать, но учеников они точно перегружают. Они же не могут отсортировать важное от не столь важного, поэтому подчёркивают чуть ли не каждую строчку, которых там миллион. Чем учебник больше, тем он дороже стоит. Капитализм.
Если кто-то из учителей читает эту статью, то наверное согласится, что гораздо проще добавить материал, чем убрать ненужный из какого-то учебника. Если не хватает вдруг времени, то я всегда мучаюсь, когда надо принять решение в пользу, например, Бисмарка или Наполеона III. Вроде, и тот, и другой важны...
Задумываясь над своим преподаванием, я часто вспоминаю, что учебник истории в СССР требовал гораздо меньше, чем мой нынешний в США. Самый необходимый минимум содержался в советских учебниках, а учителя уже сами добавляли материал по своему усмотрению и по успеваемости их учеников.
Домашняя работа в СССР и США
Каким-то ученикам, может быть, даже минимума больше чем хватало. Другим ученикам - наоборот. Если не хватало нагрузки, всегда можно было нагрузиться самому. Сколько я и мои одноклассники читали вне класса, сейчас меня просто поражает, а это говорит о том, что мы не были перегружены домашней работой.
Никогда не забуду, как в четвёртом классе одноклассница принесла книгу "Робинзон Крузо" и дала мне её почитать. На следующее утро я её вернул. Когда одноклассница посчитала, что книга мне не понравилась, я сказал, к её величайшему изумлению, что уже дочитал, за одну ночь. Остановиться не мог, так она меня затянула. И ведь я ещё все уроки в тот день успел сделать.
Тенденция во многих частных школах сейчас - отказ от домашней работы, мол, в классе всё надо успевать делать. Интересно, как можно иностранный язык таким вот образом выучить? Наверное, все на Финляндию смотрят, но там отсутствие домашней работы обусловлено совсем другими причинами, о чём можно написать отдельно. Я же так и задаю ученикам домашнюю работу. И перед каждым уроком.
Когда я только влился в новый коллектив, домашняя работа задавалась у нас примерно раз в 6-7 уроков. Написали контрольную по какой-то главе и получили огромное задание на следующую главу. Сдать ответы надо было в день следующей контрольной.
Любому читателю понятно, что только единицы разобьют всё задание на мелкие и начнут работать над ними изо дня в день. Конечно же, все ученики будут тянуть до последнего. Когда они наконец-то сдадут свою домашнюю работу, от неё не будет уже никакого толку.
Вот поэтому я и разбил все такие задания на мелкие части и до сих пор задаю по одной перед каждым уроком. Потом проверяю и снижаю оценки за опоздание. В советской системе подход к домашней работе был похожим. Вернее, мой подход вдохновлён советской системой.
Вызов к доске в США
Я бы и этой практикой воспользовался, но в США нельзя так травмировать детей (хоть им и 18 лет иногда). Вдруг ученик не готов, а тут ему придётся стоять и позориться перед всеми одноклассниками. А жалко иногда, что нельзя...
С другой стороны, проверяю домашнюю работу викторинами (Kahoot!) в начале почти каждого урока. Тройку лучших награждаю наклейками, которые потом итоговую оценку могут поднять.
Самое главное, что ученики готовятся к каждому уроку и имеют шанс на выпендрёж. Это когда я задаю вопрос всем, и кто-то один отвечает верно. Если ответ на самом деле верный, то я тут же усиливаю эффект правильности, и ученика тогда распирает от гордости. На его одноклассников это тоже производит должное впечатление.
Хорошо, когда и тихони отвечают. Даже если их ответ не совсем в тему, всегда можно подыграть и сказать что-то вроде:
Ничего себе! Интересно. Под таким углом я ещё не рассматривал этот вопрос. Давай развивать эту тему дальше.
Глядишь, и тихоня влился в обсуждение. Главное - проработать домашние задания и подвигнуть самих учеников на это. Потом же вся контрольная будет из состоять из домашней работы.
В сухом остатке
Ещё много каких сравнений можно вспомнить, но смысл статьи в том, что преподавая в американской частной школе, источником вдохновения для меня всегда служат мои советские учителя, работавшие в рамках советской системы образования.
Почему сейчас по этой системе бьют кувалдой, тоже понятно. Спрос на умных людей уменьшается. Автоматизация, роботизация... На самом деле, что делать с умниками-книголюбами? Ещё затеют какой-нибудь бунт, а так сидят себе тихонько в виртуальной реальности или современное телевидение смотрят или сами своё здоровье губят, так оно спокойнее - для кое-кого.
Спасибо, что не сдались и дочитали до конца! Подписывайтесь на канал и до новых встреч!