Основой для данного материала послужила моя статья " Сашка Комар, подпольный бард" напечатанная в журнале "ШАНСОН ревю" в марте 2008 года. Здесь даю с небольшими сокращениями и изменениями.
А на гитаре научился у цыгана…
Жизненный путь певца был весьма непрост. Родился в Воронеже, в1948 году в многодетной семье. Он рано остался без отца, одно время воспитывался в интернате. Способности к музыке стали проявляться очень рано -уже в шесть лет Саша подбирал на слух мелодии на гармошке. Как позже рассказывала его мать, эту гармошку он упросил её купить на «толкучке», куда они понесли продавать вещи, оставшиеся после гибели мужа. На деньги, в которых так нуждалась большая семья, и был куплен тот самый первый музыкальный инструмент будущего самобытного певца и музыканта. Мать всегда поощряла и поддерживала увлечение сына музыкой, не жалея для этого сил и средств. Как она вспоминала, ей часто приходилось отпрашиваться с работы, что бы помочь маленькому Сашке дотащить до ворот музыкальной школы неподъемный в его годы баян. Кстати, свое прозвище досталось ему из трудного детства. За малый рост и худобу мать называла его комариком. Так и пошло с тех пор: Комарик, Комар.
Затем было суворовское училище, где он играл на кларнете в военном оркестре. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Александра, если бы училище не перевели в другой город, куда родня побоялась отпустить мальчишку.
К шестнадцати годам к нему пришло серьезное увлечение гитарой. По соседству жили цыгане, где Саша был за своего, у них он и получил первые уроки игры на семиструнке. Совсем как в известной песне на стихи М. Танича : «…а на гитаре научился у цыгана..». Юноша оказался способным и, по словам очевидцев, он быстро превзошел своих учителей.
Первые записи Комара относятся ко второй половине 60-х годов. Слава пришла к нему мгновенно, в первую очередь, благодаря его самобытности. Помимо прекрасных вокальных данных, теплого душевного баритона, у него была и своя, особая манера игры на гитаре, - так называемый «рисуночный» стиль аккомпанемента. Любая исполненная им песня была буквально разукрашена гитарными импровизациями. Слушая записи «подпольного барда», трудно поверить, что поет и играет обыкновенный дворовый парень, а не артист-профессионал. Благодаря оригинальной технике, подаче и неподражаемому голосу, он мог буквально возвысить любой, подчас абсолютно примитивный текст. Диапазон песен, которые пел Комар, очень широк – это и старинные романсы, и песни Вертинского и Козина, и цыганские напевы…
Первая слава – первый этап.
Нелегкий этап жизни начинается с приходом к молодому исполнителю первой славы. «Этап» в данном случае можно трактовать и в ином смысле, хорошо известном всем гражданам СССР задолго до появления песни Михаила Круга про тот самый, который «..из Твери во Владимирский централ». Наш герой впервые отбыл «по этапу» двадцати неполных лет, в 1968 году. Вместо армии он попадает в места заключения. Причина была пустячной: пел ночью во дворе под гитару, а соседи вызвали милицию. Приехали «слуги закона», в грубой форме, как тогда у них водилось, осекли паренька , заставляя прекратить игру. Тот не сдержал норов – ответил. Срок дали небольшой, но лиха беда начало…
Не успел освободиться – посадили снова, на этот раз за нарушение режима надзора. Обязанный после первой судимости находиться после 21.00 по месту прописки, в тот вечер Сашка Комар мирно сидел на лавочке во дворе собственного дома. Когда к нему нагрянули с проверкой люди в погонах, то его... демонстративно «не заметили» заходя в подъезд. Итог – второй срок.
В 70-е годы, Александр Спиридонов, по прозвищу Комар, стал известной в Воронеже личностью. Записи его песен пользовались огромной популярностью, хотя личных подробностей о нем самом в ту пору известно было немного. Часто можно было встретить катушку, подписанную, например Сергей Комаров. Ну, раз Комар - значит наверняка Комаров. Логично.. А записывался он много и охотно, часто вместе со своим другом Сергеем Прохоровым. У верного товарища имелся дорогой полупрофессиональный магнитофон "Тембр", позволявший делать столь модную тогда реверберацию и другие эффекты. Друзья буквально день и ночь пропадали в этой самодеятельной студии, записывая себя, экспериментируя со звуком.
Записывали "самородка" и многочисленные приятели. Некоторые "концерты" (слово "альбом" тогда еще не было в ходу) носили спонтанный характер, часто появлялись выражаясь протокольным языком "во время совместного распития спиртных напитков". Устраивались импровизированные "творческие вечера" где угодно: на кухне, во дворе, в гараже.. Оказался под рукой магнитофон- порой, самый примитивный, вот и появился новый "концерт". Качество записи, иногда, оставляло желать лучшего, но хозяин какой-нибудь "Весны" или "Романтика" был рад безмерно. Как же! Посчастливилось записать самого Комара!
Его ухитрялись записывать даже в "местах не столь отдаленных". Существует запись сделанная в лагере в середине 70-х одним прапорщиком - поклонником творчества певца. На пленке музыкант исполняет в сопровождении созданного им лагерного ансамбля популярные песни 30-40-х годов.
Подписывайтесь, следите. Впереди много интересного!