Друзья, довелось мне открыть для себя невероятного творца - американского режиссера и сценариста Робберта Эггерса. На совести этого неординарного человека пока что только два (но зато каких!!!) кинополотна. Последнее из них, "Маяк", сделало вечер 23 февраля невероятным и запоминающимся.
Фильм начинается как классический кинохоррор конца 19 - начала 20 века. Что за бред я несу, спросите вы? Да, в указанный мной период кинематограф только зарождался, ленты были немыми и очень короткими. Самый первый фильм ужасов Жоржа Мильеса "The Haunted castle", выпущенный на экраны в 1896 году, длился неприлично долго для тех времен - целых три минуты и 18 секунд.
Однако новый фильм Эггерса сделан так, что на протяжении всего просмотра не покидает ощущение, что это фильм конца позапрошлого столетия, только полнометражный и со звуком (да еще с каким!). Одновременно приходят ассоциации и с классическими черно-белыми ужастиками первой половины 20 столетия.
Отдельно хочется снять шляпу и перед трудом оператора Джарина Блашке (не зря получил "Оскар") и звукорежиссера Дэмиена Вольпе (ему-то чего "Оскар" не вручили?!!!). Благодаря скурпулезной работе этих двух господ, под чутким руководством режиссера картины, вы почти на два часа станете жителем викторианской эпохи с ее коллективно-бессознательными страхами, мировоззрением и мифологией. Главное, не забудьте приглушить в комнате свет и надеть наушники.
Хоть живых людей в картине всего двое (смотритель маяка и его помощник), персонажей при этом в ней довольно много. Природа, чайки, видения главного героя, даже сам маяк, свет которого, подобно огню из мифа о Прометее, недосягаем для простого смертного - все здесь живое, оно не просто так и имеет свой смысл. Эггерс, будучи не только режиссером и сценаристом, но и фольклористом, этнографом и краеведом Новой Англии, смог воспроизвести едва уловимые грани между сном и реальностью.
Действительно, по мере просмотра ленты трудно понять, что явь, а что галлюцинация и галлюцинация ли? Нельзя и однозначно сказать о сюжете картины.
На первый взгляд, это история двух негодяев, старого и молодого, которых судьба свела на одинокой скале посреди океана. Но после финальных титров начинаешь копать глубже.... Проблематика конфликта поколений, своеобразная притча о Прометее и Чистилище, отголоски мифологии Говарда Лафкравта, с его фирменным непостижимым ужасом, непередаваемый мистический символизм Эдгарда Алана По, вперемешку со странным, необъяснимым чувством сопричастности к событиям фильма и времени, показанном в нем. И под всем этим фундамент, выстроенный на концепции Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, с соответствующими архетипами.
Оформляет все вышесказанное блистательная игра Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. Двое, без сомнения, талантливейших актеров вытворяют такое, что словами просто не описать. Как всегда, советую посмотреть версию в оригинале с русскими субтитрами.
Мой вердикт: 10 из 10. К просмотру обязательно всем, кто любит умное и качественное кино.