Найти тему
Ростляндия

ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 века: ВЗГЛЯД С МОЕЙ «КОЛОКОЛЬНИ»

Многие ценности отправлены на обочину истории вместе с памятниками вождя мирового пролетариата
Многие ценности отправлены на обочину истории вместе с памятниками вождя мирового пролетариата

МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Личный опыт участия в школьном образовании начался в 1967 году, когда я пошла в советскую школу. Мои наблюдения за развитием советской школы продолжались до 1991 года – 24 года, почти четверть века.

Из своего детства помню, как внедрялась кабинетная система. На уроках химии проводили опыты. На пришкольном участке выращивали цветы и овощи. И тоже были эксперименты – например, сравнивали, как растёт картофель, посаженный целыми клубнями, половинками и глазками. На литературе учили стихи наизусть и часто писали сочинения. На уроках физкультуры прыгали через козла, лазали по канату, зимой бегали на лыжах. Не помню ни одного освобождённого от физкультуры ученика.

Из технических средств был кинопроектор. В кинозале периодически показывали документальные фильмы на разные темы. А по телевидению можно было смотреть научно-популярные передачи, которые способствовали углублению предметных знаний. Так как я училась хорошо, экзамены сдавала только в выпускных классах. Тогда это были 8 класс – основная школа и 10 – средняя школа.

С уроками справлялась в основном сама. Помню, что в начальной школе мама периодически контролировала, особенно задания по письму. А в старших классах отец иногда помогал решать трудные задачки по физике.

Это было традиционное обучение. Большая часть знаний не использовалась мной во взрослой жизни. Но благодаря школе я получила представление о мироустройстве. Кое-что по каждому предмету помню и сейчас – ключевые понятия, общую логику.

Моя школа выглядела примерно так
Моя школа выглядела примерно так

ШКОЛА ВО ВРЕМЯ «ПЕРЕСТРОЙКИ»

Многие сейчас ностальгируют по советской системе образования. Но в 80-90-е годы в школе учились мои дети. И я помню, как эта система при всех своих достоинствах сама зашла в тупик.

Младшая дочь Татьяна пошла в первый класс в 1988 году. Её первая учительница Александра Константиновна была уже в пред пенсионном возрасте. Если во время уроков она видела, что часть детей не поняли тему или затрудняются в применении правил, она считала своим долгом оставить их после уроков. Дорабатывала с каждым учеником. Многим родителям это не нравилось. Жаловались на учительницу администрации школы.

В это время на волне «перестройки» начался кризис в системе образования. Формализм, «процентомания». Учителям практически запретили ставить двойки и оставлять учеников на второй год обучения. И на этом фоне снижения тотального контроля – всплеск педагогических инноваций. Некоторые из идей того времени до сих пор актуальны – развивающее обучение Эльконина-Давыдова и Занкова, например.

Именно в 90-е годы появилась возможность создавать альтернативные школы на основе частных инициатив – лицеи, гимназии и т.п. Что было весьма кстати. В общеобразовательных школах наблюдалась полнейшая апатия к учёбе со стороны учеников и их родителей. В предыдущий период успешным школьникам было гарантировано поступление в вуз, получение выбранной профессии за счёт государства. В 90-е всё изменилось. Высшее образование стало платным, на фоне дефолта, безработицы и других социальных проблем многие люди потеряли веру в своё будущее и будущее своих детей.

В одном из лицеев нашего города с 7 класса училась моя дочь. Это позволило сохранить у неё интерес к учёбе. Она училась в гуманитарном классе. Что не помешала ей закончить экономический факультет. На уроках русского языка, литературы, истории класс из 25 человек делили на 2 группы. В старших классах детей ориентировали на поступление в российские вузы. Но так как экономическая ситуация изменилась не в лучшую сторону, многие выпускники параллели из 3-х классов остались учиться в Казахстане.

ПОСЛЕ СОЦИАЛИЗМА

После распада Советского Союза в 1991 году каждая бывшая республика получила возможность реализовывать свою модель образования. Оставаясь физически на том же месте – в том же регионе, городе – мы оказались в другой стране – Казахстане. И в другой культурной среде. Изменения в содержании образования коснулись, прежде всего, гуманитарных дисциплин. Значительно больше внимания уделяли казахскому языку, казахской литературе, истории Казахстана. Приоритетными стали школы с казахским языком обучения.

В 2000-х реформирование обретало новые формы и набирало обороты. Появились ЕГЭ в России и ЕНТ в Казахстане, которые вскоре стали «править балом».

В 2008 году в Казахстане появились «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Это автономные организации образования. Система этих организаций образования получила особые права и возможности. Право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к контролю успеваемости, разрабатывать и апробировать новые программы. С 2016 года на основе опыта НИШ началось «обновление содержания среднего образования» во всех школах Казахстана.

В этом году в первый класс пошла моя внучка Виктория. И я пропускаю «обновлённое содержание» через себя.

ЧТО МНЕ НРАВИЛОСЬ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Равенство возможностей. Конечно, были элитные школы, но успешные ученики обычных общеобразовательных школ гарантированно поступали в вузы по выбранному направлению. После вуза гарантировалось трудоустройство по профессии.

Стабильность. Изменения были периодически. Но достаточно редко. Все они были научно обоснованы и согласованы.

Самодостаточность. Дети могли прийти в школу не умеющими читать, считать и писать. Программы были разработаны таким образом, что все необходимые навыки ученики получали и закрепляли в школе. Помощь родителей и репетиторов не требовалась, особенно в начальной школе. Сейчас программы составлены так, что без этой помощи ребёнок может обойтись в очень редких случаях.

Школа Виктории тоже в какой-то мере советская. Её построили в 1988 году. Это была последняя русскоязычная школа, построенная в городе. В последующий период строили только школы с казахским языком обучения
Школа Виктории тоже в какой-то мере советская. Её построили в 1988 году. Это была последняя русскоязычная школа, построенная в городе. В последующий период строили только школы с казахским языком обучения

ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Гибкость. Изменения происходят гораздо чаще. И хотя бывают не совсем подготовленными, в целом это хорошо. В России в общеобразовательной школе можно выбрать подходящую для ребёнка и родителей программу уже на уровне начального звена.

Альтернативность. Можно учиться в общеобразовательной школе, можно в школе для одарённых детей – причём в любой области – интеллектуальной, музыкальной, спортивной. Можно в частной школе. В России или, например, в США можно вообще не учиться в школе, а получать образование в домашних условиях.

Открытость пространства. Во время обучения в школе можно углублять свои знания в любой сфере при помощи офлайн и онлайн средств. После окончания – поступать в колледж или вуз в любой стране мира. В советский период такую возможность имела только элита.

НЕ О СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Советская школа мне кажется более гуманной. Но я училась во времена «оттепели». Те, кто пережил сталинские репрессии вряд ли со мной согласятся. Равнодушие, которое я ощущаю, наблюдая за классом Виктории, отношением учителя внучки к детям – проблема не только школы. Прагматичнее стали учителя, родители, дети. Чувство коллективизма и патриотизма – устаревшие понятия. Люди погружаются в самих себя, тонут во всемирной паутине.

Но мне нравится, что многие родители занимаются ранним развитием детей.

По моим наблюдениям, более активное участие в воспитании детей принимают отцы.

Заметила, что в качестве прививки от интернет зависимости родители используют спорт, искусство, природу, в частности, домашних питомцев.

Некоторые учителя пишут, что дети меняются не в лучшую сторону. Отмечают ухудшение памяти, внимания, логического мышления.

Мне кажется, объективно судить об этом сложно. Для современных детей школа перестала быть главным содержанием жизни. У них много других возможностей для самореализации. Нынешние программы разбалансированы, во многих случаях отсутствует время на закрепление изученной темы. Поэтому создаётся впечатление, что дети хуже усваивают информацию, чем их предшественники.

Мне ровесники внучки кажутся активными, любознательными, коммуникабельными, самодостаточными. Они знают о мире что-то такое, чего не знаем мы.