Древний Рим среди прочего подарил одну фразу, которая не утратила своей актуальности и по сей день. Речь идет о фразе «Хлеба и зрелищ», отражающую одну из форм взаимодействия государственных деятелей с обществом: благосклонность последнего завоевывается не решением актуальных проблем, а развлечениями и различными преференциями, что притупляло чувство социальной несправедливости. Собственно, реализацию подобной политики мы сейчас можем наблюдать на Украине. В принципе, наблюдали и ранее, но Владимир Зеленский вывел ее на новый уровень.
Так, украинский лидер в рамках форума Age of Crimea анонсировал издание указа, в соответствии с которым в стране появляется «День сопротивления оккупации Крыма и Севастополя», и своем намерении поставить под ним подпись. Таким образом сие событие украинцы смогут отмечать каждый год 26 февраля.
Что очевидно, эта позиция не нашла поддержки в России. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в свою очередь сообщил о категорическом несогласии Москвы с подобными определениями, переворачивающими все с ног на голову. По его словам, более объективной будет реакция не от властей, а от жителей Крыма, которые сами могут объяснить причины, при которых регион присоединился к России.
А сейчас мы поможем президенту Зеленскому разобраться в насущном вопросе, раз его свита не в состоянии это сделать. Для начала напомним о том, что в уставе ООН в качестве главного принципа приводится право на самоопределение народов. Однако, в это же время закреплен принцип территориальной целостности. Возникает противоречие.
Копнем немного глубже. То, что произошло в Киеве в 2014-м – антиконституционный государственный поворот. Следственно, к власти пришло правительство, легитимность которого, мягко говоря, стоит под вопросом. Тут еще стоило бы поговорить о международно-правовом признании и пролонгации соглашений с обновленной Украиной о соблюдении ее территориальной целостности, но об этом на Западе в антироссийском угаре позабыли. Впрочем, там много о чем забывают, если вспомнить о Косово.
Что мы имеем? Нелегитимное правительство, недействительную Конституцию. Именно это стало причиной, из-за чего законный парламент Крыма, не признав новую власть, принял решение об объявлении региона независимой страной, что подтверждает соответствующий референдум, в соответствии с положением ООН о праве народов на самоопределение. Противоречия положению о территориальной целостности тут нет, так как произошел государственный переворот, а значит власть не в состоянии обеспечить права регионов. По итогам народного голосования Крым стал регионом России.
Так что господину Зеленскому стоит более аккуратно апеллировать к определениям международного права, если учитывать, на что опирается его президентское кресло.