Найти в Дзене
Киноклуб VRedaktor

"Паразиты": разбор оскароносной драмы

Оглавление

Мое знакомство с работами режиссера Пон Джун-хо началось с фильма «Сквозь снег». И если тогда восторг быстро сменился разочарованием, то после просмотра «Паразитов» все иначе.

Почему именно «Паразиты» — «лучший фильм» на Оскар-2020? «Паразиты» — сильная драма, сейчас это редкость. К слову, автор сценария — Пон Джун-хо собственной персоной. Загадка только, как крутость сильной драмы не портят слабо прописанные персонажи… Или так задумано? Давайте разбираться.

Источник: https://www.kinopoisk.ru
Источник: https://www.kinopoisk.ru

Эстафета

Как и в фильме «Сквозь снег», конфликт построен на классовом неравенстве. Есть бедная семья Ким: отец, мать и двое детей — сын и дочь студенческого возраста (но не студенты, т.к. нечем оплатить образование). Живут в полуподвальной квартире в грязном районе. Показательная сцена: когда на улице распыляют инсектициды, отец предлагает не закрывать окна — хоть в квартире тараканов потравят. Так, семейство из выгоды закашливается ядом вместе с насекомыми, оправдывая название фильма.

Что можно сказать о каждом из героев? Не так уж много. Сын: умный малый, немного мечтатель, знает английский. Дочь: сообразительная, хорошо рисует, может подделать документы. Отец: много где работал, эмоционален, обострены чувства чести и достоинства. Мать: умеет быстро приспосабливаться к обстоятельствам. Как видим, портретов не получается — скорее, общая картина. Герои — не отдельные личности, а командные игроки в эстафете. Условные Ким, ведущие черты которых: беспринципность, изворотливость, стремление к выгоде и сиюминутным удовольствиям.

Источник: https://www.kinopoisk.ru
Источник: https://www.kinopoisk.ru

Многим кажется неправдоподобным, что такие сообразительные персонажи — в подвале, а не при деньгах. В фильме несколько раз говорится, почему так, и это ключевой фактор: БЕЗРАБОТИЦА.

Есть богатое семейство Пак: отец, мать, дочь-школьница и младший сынишка. Живут в частном доме с панорамными окнами и идеальной лужайкой во дворе. Самый колоритный персонаж здесь, конечно, мать. Можно сказать, ее основные черты — это черты всего клана Пак: фантасмагорическая наивность; привычка нанимать домашний персонал через знакомых; маниакальное стремление к чистоте и ко всему класса «премиум» (чтоб репетитор непременно с американским дипломом!). Эти черты привлекают в их тихую гавань условных Ким и приводят к трагической развязке.

Триггер

Так, по рекомендации друга и поддельным документам сын Ким устраивается репетитором в семейство Пак. Естественно, он советует для сынишки Пак «арт-терапевта» — свою сестру. Можно бы было порадоваться хорошему месту и остановиться, но нет. Вскоре младшие Ким жестко подставляют водителя и экономку, чтобы пристроить на их место родителей (в этот момент я перестала сочувствовать семье Ким).

Таким образом, все семейство Ким со своими чертами и привычками оказывается в доме Пак, и получается как в известной пословице: «Пусти козла в огород…»

Источник: https://www.kinopoisk.ru
Источник: https://www.kinopoisk.ru

Первым неладное замечает Пак-младший: мол, у репетитора и водителя одинаковый запах. Затем водитель Ким случайно подслушивает, как хозяин Пак жалуется на запах подземки жене. Достоинство потрепанного жизнью Кима-старшего уязвлено, в нем копится гнев на социальную несправедливость. Теперь намек, жест хозяина — зажатый нос — может послужить спусковым крючком, триггером. Это и есть драма.

В этой сильной минималистичной истории есть также: сатира на политических лидеров Северной Кореи, азбука Морзе, тайный бункер и несбыточная мечта. Смело рекомендую к просмотру.