Буквально каждое из дошедших до нашего времени заболеваний может похвастаться своей собственной биографией. Меняется уровень развития науки, сменялись эпохи, а вместе с ними и диагнозы. Собственно поэтому установить какое именно заболевание стояло за жалобами пациентов, крайне непросто. Большинство устаревших диагнозов довольно размыты, да и язык на котором выражались болевые ощущения далек от современного.
В этой статье мы рассмотрим какое именно значение имели те или иные значения для современников, и как эти диагнозы были переосмыслены по итогу.
Антонов огонь
Начиная со средневековья, Антоновым огнем называли целый спектр заболеваний, связанных с некрозом тканей и органов, гангрену, всевозможные внутренние и наружное воспаления. Позже данным названием стали именовать эрготизм, тяжелое отравление алкалоидами спорыньи, попавшими в хлеб вместе с зараженной ржаной мукой. Антонов огонь быстро распространился по Европе вместе с ячменем, и в свое время считался самой страшной напастью. Дело в том, что грибок, поражающий данные злаки, оставался чрезвычайно опасным даже после термической обработки. При этом выявить спорынью в без того темной ржаной муке, было практически невозможно. После употребления отравленного хлеба у человека начинались конвульсии, появлялись галлюцинации, а через некоторое время начинали отмирать ткани.
В России, где ячмень всегда считался основным злаком, болезнь называли хлебной. В период с 18 по начало 20 века прошло около 24 мощных эпидемий антонова огня. Вплоть до середины 19 века основным способом борьбы с болезнью было обучение малограмотных слоев населения. Крестьян обучали правильному подходу к помолу ячменя, объясняли, насколько важно сортировать зерно, и как отличить зараженный хлеб от съедобного.
Антонов огонь делился на внутренний и внешний, очаги поражения лечили примочками из простокваши, тщательно перетертой репы или перемолотого щавеля. В качестве альтернативы можно было использовать припарки из кала, предпочтительно человеческого, который, как считалось, обладал противовоспалительным эффектом. Поражение внутренних органов лечили гвоздичным или щавельным маслом, а также опиумом.
Обморок
В классической литературе есть множество описаний женских обмороков. Но такой недуг, как обморок и потеря чувствительности, длительное время не был привязан не к одному из гендеров. Сентиментальные мужчины сваливались в обморок в приступе сильных чувств, и при этом не нарекали на себя в подозрении плаксивости и женственности. Чаще всего обмороками сопровождались тяжелые, затяжные роды, сильные зубные боли, приступы истерики, вдыхание угарного газа или горячего воздуха на металлургических производствах, либо сомнительные медицинские процедуры, вроде кровопускания.
Интеллигенция особенно была подвержена недугу, и сваливалось в обморок при любом удобном случае. Причина – переизбыток духов, которыми пытались перебить ароматы немытого тела, чрезмерно узкая одежда, галстуки, трико, жилеты, корсеты, а также тяжелый, душный воздух церквей и театров. Так называемого замершего человека приводили в чувства сочетанием чистого свежего воздуха и резких запахов – чеснок, хрен, нашатырь, уксус, мята, лук, нюхательная соль, пряности, горчица и другие. Все это не только давали понюхать, но еще обильно намазывали на лоб и запястья, чтобы пробудившись человек вновь не рухнул на пол. За неимением вышеперечисленных средств, голову окуривали подожженными перьями, активно натирали виски, плотно перевязывали жгутами руки и ноги. Вообщем, делали все возможное, чтобы как можно больше крови приливало к мозгу.
Ипохондрия
За свою белее чем двухтысячелетнюю историю ипохондрия прошла путь от телесного к психическому расстройству. Современная медицина относит ипохондрию к сомато формам расстройства. То есть тело больного подает мозгу сигналы о несуществующих заболеваниях. На протяжении тысячелетия ипохондрию считали заболеванием тела, напоминающем своей симптоматикой истерику. Запутанные, чаще всего противоречивые симптомы могли распространяться на все тело.
Шотландский врач Вильям Бьюкон утверждал, что болезнь затрагивает работу практически всех внутренних органов. При этом больному не помогали ни какие лекарства, а прописанные врачами вообще никакого результата. Желанное облегчение никак не приходило. Причиной ипохондрии относили беспорядочную половую жизнь и слабое телосложение. Чуть позже ипохондрия стала расстройством нервной системы. В 18 веке в группу риска попадали ученые, писатели и философы. Они мало двигались, постоянно недосыпали, практически не общались с людьми. Считалось, что один день проведенной за чтением или письмом приносил не только душе, но и телу почти столько же вреда, как 20 дней активного физического труда. Мнительные больные постоянно зацикливались на ерунде. Находили у себя не существующие в природе заболевания, постоянно теряли сознание.
В 18 – 19 веке ипохондрия считалась модным диагнозом и позволяла легко оправдывать бредовые мысли и нежелание работать. Методов лечения ипохондрии было столько же, сколько и симптомов болезни. Ее пытались лечить физическим трудом, занятием спортом, активными играми, пребыванием на природе, промыванием желудка и частыми кровопусканиями. В ход шло даже собачье масло. Но все это лишь смягчало симптомы болезни. Болезнь считалась неизлечимой, и могла настигнуть человека в возрасте примерно 40-ка лет. Ипохондрия зачастую оставалось с ним до самой смерти.
Истерика
Истерика, или истерия, считалась тяжелой женской болезнью, одной из форм ипохондрии. Зачастую болезнь начиналась с целого букета противоречивых симптомов, от неутолимого голода и полной потери интереса к сексу, до полного отвращения к еде и чрезмерной сексуальной активности.
К слову, в те годы, бешенство матки считалось признаком бесплодия. Припадки истерики сопровождались громкими криками. Больная плотно стискивала зубы, иногда могла серьезно прикусить язык. В отдельных случаях появлялась острая боль в животе. Причиной истерики считалась сексуальная неудовлетворенность, или наоборот, чрезмерная половая активность. По мнению средневековых врачей, матка выделяет ядовитый газ, который поднимается к голове, и поражает мозг. В группу риска входили женщины с флегматичным характером, хилым телосложением и дурными предпочтениями в еде. Но когда в 18 веке появились такие понятия, как раздражительность и нервы, истерику стали относить к нервным заболеваниям, свойственным, в том числе и мужчинам. Чаще всего от истерики страдали молодые девушки или женщины за сорок. Для первых самым эффектным способом считался брак, а затем и роды. Все что оставалось вторым принимать, так называемые «Горькие пилюли» в состав которых входили действующие вещества растительного и животного происхождения. Истеричками чаще всего прописывали мускус, бобровую струю, вещество вырабатывающееся в анальных железах животного. Асафетиду – чрезвычайно вонючее растение, или как его еще называли – «чертов кал». А чтобы это все не выглядело как чистое издевательство, эти препараты рекомендовалось употреблять после дозы опиума, либо смешивать с сахаром. Чтобы из организма вышла вся мокрота, рекомендовалось доводить их до слез, а избежать задумчивости помогали развлечения.
Всевозможные ароматические лекарства, вроде опиума применялись для лечения истерии вплоть до 19 века. В период с 18 по конец 19 века активно проводились исследования, нацеленные на поиск новых способов лечения недуга. В ход шло все, от массажа гениталий, приема холодных ванн, гипноза, и даже до удаления клитора или иссечения матки.