Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем.
«И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме»
Протоевангелие от Иакова
Расположение фресок, написанных Джотто в капелле делъ Арена, не противоречит средневековой традиции украшения храмов, но художник совершенно по-новому интерпретирует евангельскую историю, представляя ее в виде последовательного рассказа о жизни рода. Начинается этот рассказ с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. Иоаким и Анна были благочестивыми людьми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Согласно канонам иудаизма, отсутствие детей являлось признаком неодобрения брака со стороны Бога. В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. Когда Анна достигла зрелого возраста, явившийся ей ангел сообщил, что она забеременеет и родит ребенка, "имя которого прогремит по всей Вселенной". С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске.
Эту историю Джотто проиллюстрировал в пяти фресках, рассматривая их как пролог к жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
Встреча у Золотых Ворот является последней из них.(фресок)
«В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю»
Протоевангелие от Иакова
Джотто при расписывании капеллы дель Арена в Падуе сценами из жизни Иоакима избегает слишком драматических выражений страсти, но не становится бесстрастным. Он передает глубину переживаний в скупых пластических формулах: он изображает глубоко удрученного и униженного старца Иоакима, изгнанный из Иерусалимского храма за бездетность — знак отверженности Богом.
Иоаким и Анна были благочестивыми людьми, однако более чем 25 лет их брак оставался бездетным. Согласно канонам иудаизма, отсутствие детей являлось признаком неодобрения брака со стороны Бога.
Долгие годы молили супруги Бога, дабы тот ниспослал им детей. Иоаким, думая, что своей святостью он недостаточно умилостивил Бога, решил принести Ему жертву в храме. Он выбрал такой день, когда жертва принималась только от отцов, имеющих детей. Строгий первосвященник не угадал святого намерения Иоакима, отверг жертву и даже самого его изгнал из храма. Не помогла Иоакиму его скромная, умиленная просьба, и со стыдом вынужден он был покинуть храм.
В великом огорчении Иоаким покинул Иерусалим и отправился в горы к стадам.
«И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва»
Протоевангелие от Иакова
Лирическим настроем проникнута сцена капеллы дель Арена, где погруженный в горькие думы Иоаким встречается с пастухами.
Образы джоттовских героев занимают особое место в искусстве позднего дученто. Они естественны, лишены патетики и наделены нравственным величием и цельностью чувств. Столь же человечески богаты и их взаимоотношения, движения чувств, сдержанно выраженные в пластике жестов и взглядах. Немногословно, с библейским величием, обрисована душевная драма Иоакима.
Грусть и печаль главного героя подчеркивает его поза: низко склоненная голова, задумчивое выражение лица, руки, придерживающие складки накидки с мягкими драпировками. Иоаким не замечая собаку, которая радостно его встречает. Сдержанность чувств проявляют и пастухи - при виде его молча сочувственно переглядываются.
Спокойный повествовательный тон всей истории Иоакима придает прозрачный гористый пейзажа с пастухами и овцами, написанными живо, со скрупулезным вниманием к передаче их волнистой шерсти. Ландшафт на этой росписи напоминает условный скалистый фон византийских икон, уменьшенным масштабом, по сравнению с фигурами людей. За счет такой образности пейзажа усиливается выразительность и реалистичность фигур на переднем плане, смысловой акцента переносится на героев повествования.
«А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий день Господень, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности, Анна ответила: отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака.
... и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у тебя. Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у тебя. Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет тебя, Господи.
И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь»
Протоевангелие от Иакова
Фреска Благовещение Святой Анне, или Явление ангела Святой Анне, впечатляет не столько содержание композиции, как техника исполнения. Джотто мастерски изобразил трехмерное внутреннее пространство комнаты Св. Анны в небольшом сельском домике. Спокойное течение жизни, выражаемое написанной с реалистической силой фигурой пряхи, внезапно нарушает ангел, появляющийся в высоком окне комнаты и своею вестью вносящий тревогу и беспокойство в мирное жилище. Анна похожая на настоящую римскую героиню, спокойно выслушивает ангельскую весть, и именно эта трактовка придает традиционной теме новый смысл - Джотто призывает следовать велениям Бога.
Дом Святой Анны достаточно символически обозначен, обрел ясность, очевидность и наивысшую чистоту воплощения. Пространственная глубина явно тесна для фигур, подчеркивается реальная плотность и конкретность конструкции. Комната Святой Анны чудесно написана не только с точки зрения пространственной глубины, которую она передает, но и в плане характеристики домашней бытовой среды, параллель к которой можно найти в некоторых фресках Ассизи. Предметность выражена в более мягкой и сочной живописной манере. В каморке под лестницей изображена служанка, прядущая шерсть; реальность ее присутствия поразительна прежде всего благодаря передаче одежды, складки которой натянуты движением левого колена Джотто передал положение фигур точно и реалистично, что было нехарактерно для изобразительного искусства Италии Дученто.
Жертвоприношение Иоакима капеллы дель Арена изображает события в гористой местности, продолжая историю сцены Иоакима среди пастухов - похожий пейзаж, и пастухи, и тщательно выписанные овцы.
Три фигуры на картине, полные сдержанности и достоинства, благоговеющие Иоаким и пастух за его спиной, благословляющий ангел, и еще один полноправный персонаж картины - жертвенник, извергающий огонь - занимают четверть пространства сцены.
Практически половину пространства верхней части фрески заполнено небом - местом жительства Бога. Его рука появляется над жертвенником, подтверждая принятие жертвы Иоакима, от которой на жертвеннике остался обугленный скелет.