Найти тему
Saltmag

Пистолет, томатный суп и две Мадонны: 5 выставок в Европе, на которые стоит попасть в 2020

Оглавление

Перед весенними праздниками и сезоном отпусков (когда-то же он настанет) выбрали пять выставок, которые станут отличным дополнением к европейским каникулам — от ретроспективы работ короля поп-арта до фундаментальной чувственности из Италии.

Энди Уорхол

Тейт Модерн, Лондон
12 марта — 6 сентября

Это первая за почти 20 лет полномасштабная выставка Уорхола в Тейт Модерн, которую уже включили в 5 must-see мировых арт-шоу всего сезона. В отдельном представлении художник не нуждается, все так или иначе наслышаны о нем и видели хотя бы репродукции его работ, которые давно вышли за рамки музейных экспозиций. В стилистике его шелкографий делают фильтры для Instagram, из его размноженных поп-арт бананов или уже легендарных банок томатного супа Campbell дизайнеры создают паттерны для коллекций — последователей и интерпретаторов не счесть. Гений Уорхола заключался в его способности делать искусством все, к чему он прикасался: от коробок мыла Brillo и бутылок из-под Coca-Cola до жизней повстречавшихся ему людей.


Wikimedia
Wikimedia

Именно он вывел на арт-сцену Жан-Мишеля Баския и «прописал» его уличное искусство в стенах ведущих нью-йоркских галерей, он один из первых обратил внимание на восходящую модель и певицу Грейс Джонс, а в его студию «Фабрика» на Манхэттене хотели попасть не меньше, чем на вечеринку в «Студию 54» — культовое пристанище гедонизма.

На выставке в Тейт Модерн будут показаны и известные декорации «Фабрики», которая была целиком — от стен и потолка до унитаза — покрыта серебряным цветом. Инсталляция «Серебряные облака» — не раз цитируемая в культуре ХХ века известная работа Уорхола из парящих блестящих сфер — заполнит один из залов музея. В остальных галереях — портреты, по которым можно составлять справочник богатых и знаменитых представителей нью-йоркской богемы 60-х. Здесь же можно будет увидеть серию «Леди и Джентльмены» из 25 частей с изображениями темнокожих и латиноамериканских трансгендеров и дрэг-квин, воссоздание шоу «Взрывная пластиковая неизбежность», которое Уорхол придумал вместе с The Velvet Underground, и многое другое, что погрузит во вселенную короля поп-арта, в которой низкое перемешано с высоким, а портреты Мэрилин Монро — с изображениями жертв автомобильных катастроф.


Фото: tate.org.uk
Фото: tate.org.uk

Марина Абрамович

Королевская академия художеств, Лондон
26 сентября — 8 декабря

Если каким-то художникам еще нужно будет доказать свое право войти в учебники по истории культуры, то Марина Абрамович за 50 лет своей карьеры это уже сделала. Ее называли пионером перформативного искусства, теперь же часто и достаточно фамильярно подписывают «бабушкой перформанса», хотя при взгляде на 73-летнюю сербку подобных мыслей не возникает.


Перформанс Марины Абрамович «Нагая со скелетом», 2002–2005 / © Marina Abramovic
Перформанс Марины Абрамович «Нагая со скелетом», 2002–2005 / © Marina Abramovic

Один из ранних и самых важных ее перформансов — «Ритм 0» — прошел в 1974 году. В выставочном пространстве художница окружила себя 72 различными предметами: от вина, меда и пера до ножа, хлыста и заряженного пистолета.

Зрителям давалась полная свобода взаимодействия со стоящей неподвижно художницей. Начиналось все невинно — кто-то щекотал Абрамович пером, другие прикасались к ней или дарили цветы, но с каждым часом (перформанс длился 6 часов) действия участников приобретали более смелый, агрессивный и даже опасный характер. Художнице начали отрезать куски одежды и пряди волос, кто-то лезвием нанес ей рану и заклеил потом пластырем, но кульминацией стало то, что один из гостей выставки приставил к виску перформанистки дуло пистолета. К счастью, его вовремя остановили.


Марина Абрамович во время перформанса «Ритм 0», 1974 / © Marina Abramovic
Марина Абрамович во время перформанса «Ритм 0», 1974 / © Marina Abramovic

Говорить о сложном (об агрессии, трансгрессии и даже политике) языком действия и собственного тела — это про Марину Абрамович. За всю историю Королевской академии художеств это будет первая столь большая ретроспектива творчества женщины-художницы, и это неудивительно. Если не Абрамович, то кто?

Body and Soul: скульптура в Италии от Донателло до Микеланджело

Лувр, Париж
6 мая — 17 августа

В Лувр часто ходят в поисках хлеба (под Пирамидой есть простенькое, но очень приятное кафе Les cafés de la Pyramide) и зрелищ, но весной здесь смело можно будет искать «Тело и душу». Буквально так назвали совместную с миланским музеем Кастелло-Сфорцеско выставку итальянской скульптуры Раннего Возрождения.


Туллио Ломбардо «Юная пара (Бахус и Ариадна)», ок.1499
Туллио Ломбардо «Юная пара (Бахус и Ариадна)», ок.1499

Хоть в заглавие и вынесены имена двух великих — Донателло и Микеланджело, здесь будут и работы мастеров, на фоне которых формировались гении. Судя по всему, остолбенеть можно будет и искусствоведам-специалистам по Кватроченто, и рядовым зрителям, и тем, кто хотя бы примерно понимает в грузоперевозках. Сотни экспонатов — помимо скульптур, будут рисунки, гравюры и живопись — разнесут по трем тематическим зонам: «Ярость и грация» (с фокусом на движение), «Аффект и убедительность» (здесь больше про эмоции) и «От Диониса до Аполлона» (про вечные архетипы).

Ян ван Эйк

Музей изящных искусств, Гент
1 февраля — 30 апреля

Бывает у отчаянных бегунов цель — например, пробежать марафон на каждом континенте. У преданных ценителей прекрасного тоже бывают такие задачи, за выполнение которых можно раздавать условные ордена и медали. Например, увидеть все разбросанные по миру работы Леонардо да Винчи и Питера Брейгеля Старшего. Если у первого из достоверно известных — 14 картин, то у второго — 45. К ним в компанию можно смело включить и работы Яна ван Эйка — великого фламандца, чью первую в истории столь большую выставку (половина всех работ!), действующую до конца весны, стоит не пропустить в Генте.


Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434

Огромная экспозиция займет 13 залов, и, помимо 10 живописных работ мастера (в мире их сохранилось всего 20), здесь покажут картины из студии художника и порядка сотни произведений Позднего Средневековья, собранных из фондов крупнейших музеев и собраний. Главные «хедлайнеры» всего этого фестиваля фламандской роскоши — Гентский алтарь, который покажут после десятилетней реставрации, и сразу две версии «Мадонны у фонтана».

Так как, судя по всему, арт-паломники съезжаются в Гент целыми группами, бронировать билеты нужно на сайте уже сейчас. Кроме стандартных экскурсий здесь также предлагаются ночные туры или встреча с прекрасным с входящим в билет обедом или ужином.

Эдвард Хоппер

Фонд Бейелер, Базель
26 января — 17 мая

Эдварда Хоппера многие знают по его иконической работе «Полуночники», которую так или иначе цитировали многие: от Ридли Скотта в фильме «Бегущий по лезвию» до создателей «Симпсонов». Пустые автострады, безлюдные улицы, бензоколонки, маяки и лишь изредка и, кажется, случайно попавшие в картины обезличенные человеческие фигуры.

Его картины часто сравнивают с выверенными кинокадрами, и любовь режиссеров к Хопперу понятна. Он любимый художник Дэвида Линча, Альфред Хичкок и Терренс Малик тоже не скрывали его влияния на свое творчество, а специально к выставке в Базеле Вим Вендерс снял 3D-фильм «Две или три вещи, которые я знаю об Эдварде Хоппере». Большую часть работ Фонд Бейелер привез из главного хранилища наследия художника — собрания американского Музея Уитни. Прочувствовать ту самую «меланхолию урбанизма» и узнать о жанре «портрет дома» можно будет до 17 мая.


Эдвард Хоппер «Полуночники», 1942
Эдвард Хоппер «Полуночники», 1942