Отпуск в сентябре - советский двухсерийный телефильм, снятый по повести гениального сибирского драматурга-самородка Александра Вампилова "Утиная охота". Этот фильм - одна из лучших лент эпохи застоя отражает не только внутренний кризис главного героя но и проблемы общества в целом.
Главный герой Виктор Зилов (Олег Даль) обычный советский гражданин. Ему около 30. У него приличная работа, верная и красивая жена, довольно много друзей, а недавно он получил еще и квартиру - прекрасную двушку в новенькой хрущевке. Но у него есть одна существенная беда. Он вдруг потерял смысл жизни. Окружающая действительность видится ему исключительно в темных тонах, а люди, которые его окружают, кажутся не слишком-то достойными.
И вот в какой-то момент он высказывает всем в глаза всю правду и соответственно остается после этого совсем один. Но у него есть одна страсть. Цель можно сказать всей жизни — Поехать на утиную охоту. Именно там он по настоящему счастлив. Утиная охота для Зилова это можно сказать единственный повод, чтобы продолжать жить.
С точки зрения кинематографических форм, достоинств у этого фильм не так уж много. Снимался он не для широкого экрана, а для телевидения, ещё и по пьесе. Режиссер Виталий Мельников, используя все скудные возможности камерного фильма показывает переживания героев фильма букально в четырёх стенах. Но есть тут ещё одна важная деталь, которая делает это произведение настоящим шедевром. А именно игра солирующего тут актера Олега Даля. Хотя уже слово игра здесь будет не очень уместно. И это даже не проживание. Просто человек совершенно не менялся и оставался самим собой как в кадре так и за его границами. Все что заложил в Зилова Вампилов, Даль не просто понимал, он именно так существовал все последние годы.
Интересный факт: после съёмок фильм был положен "на полку". Режиссёра уверяли, что начальство только и ждёт удобного момента, чтоб выпустить картину, но «момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже». Потом на телевидении ждали «удобного момента» ровно восемь лет — до самой перестройки.
На телевизионный экран картина попала лишь в июне 1987 года, через шесть лет после смерти Олега Даля.