Найти в Дзене

Забытые кинолегенды: "Отпуск в сентябре"

Страна: СССР.  Год:1979. Режиссёр: Виталий Мельников.
Страна: СССР. Год:1979. Режиссёр: Виталий Мельников.

Отпуск в сентябре - советский двухсерийный телефильм, снятый по повести гениального сибирского драматурга-самородка Александра Вампилова "Утиная охота". Этот фильм - одна из лучших лент эпохи застоя отражает не только внутренний кризис главного героя но и проблемы общества в целом.

Начиналось всё с новых надежд в новой квартире.
Начиналось всё с новых надежд в новой квартире.

Главный герой Виктор Зилов (Олег Даль) обычный советский гражданин. Ему около 30. У него приличная работа, верная и красивая жена, довольно много друзей, а недавно он получил еще и квартиру - прекрасную двушку в новенькой хрущевке. Но у него есть одна существенная беда. Он вдруг потерял смысл жизни. Окружающая действительность видится ему исключительно в темных тонах, а люди, которые его окружают, кажутся не слишком-то достойными.

Наигранное веселье - всего лишь бегство от жизни.
Наигранное веселье - всего лишь бегство от жизни.

И вот в какой-то момент он высказывает всем в глаза всю правду и соответственно остается после этого совсем один. Но у него есть одна страсть. Цель можно сказать всей жизни — Поехать на утиную охоту. Именно там он по настоящему счастлив. Утиная охота для Зилова это можно сказать единственный повод, чтобы продолжать жить.

Есть ощущение, что даже стреляться Зилов собирался потому что так надо, а не потому что сам этого захотел.
Есть ощущение, что даже стреляться Зилов собирался потому что так надо, а не потому что сам этого захотел.

С точки зрения кинематографических форм, достоинств у этого фильм не так уж много. Снимался он не для широкого экрана, а для телевидения, ещё и по пьесе. Режиссер Виталий Мельников, используя все скудные возможности камерного фильма показывает переживания героев фильма букально в четырёх стенах. Но есть тут ещё одна важная деталь, которая делает это произведение настоящим шедевром. А именно игра солирующего тут актера Олега Даля. Хотя уже слово игра здесь будет не очень уместно. И это даже не проживание. Просто человек совершенно не менялся и оставался самим собой как в кадре так и за его границами. Все что заложил в Зилова Вампилов, Даль не просто понимал, он именно так существовал все последние годы.

В предсмертном письме другу Даль нарисовал себя, дорогу к могиле и подписался Зиловым.
В предсмертном письме другу Даль нарисовал себя, дорогу к могиле и подписался Зиловым.
Интересный факт: после съёмок фильм был положен "на полку". Режиссёра уверяли, что начальство только и ждёт удобного момента, чтоб выпустить картину, но «момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже». Потом на телевидении ждали «удобного момента» ровно восемь лет — до самой перестройки.
На телевизионный экран картина попала лишь в июне 1987 года, через шесть лет после смерти Олега Даля.