Найти тему
Baletoved

"Побольше бы таких Кать...!"

Екатерина Максимова, 1960 г.
Екатерина Максимова, 1960 г.

Имя Екатерины Максимовой известно всему миру, даже тем, кто не особенно интересуется балетом. Западные журналисты окрестили миниатюрную балерину «Беби Большого театра», а французский фотограф Жак Анри Лартиг – друг Максимовой – дал ей другое прозвище: «Мадам Нет». Это потому, что, Катя на все предложения сначала отвечала: «Нет, я этого не смогу». Хорошо, что окружавшие Екатерину Сергеевну люди вселяли уверенность, всегда поддерживали, заставляли поверить в себя, и тогда рождался шедевр.

-2

В роду Максимовой балетных артистов не было. Дедушка Густав Шпет был русским философом, отец инженером, а мама журналисткой. Дальним родственником семьи был композитор Сергей Рахманинов. Будучи известной балериной Максимова на его музыку станцует Музу в балете «Паганини» (хореография Л. Лавровского).

В Московское хореографическое училище ее приняли сразу, эта девочка была словно создана для балета. Полный набор профессиональных данных – большой шаг, легкий прыжок, удивительной красоты подъем ­– дополняли изящная фигурка, идеальных пропорций ноги и прелестное лукавое личико. Талантливую девочку, несмотря на упрямый характер, обожали все учителя во главе со строгой Елизаветой Павловной Гердт, которая воспитала ее в традициях академической школы.

По окончанию училища Максимова была сразу зачислена в Большой театр (ГАБТ), которому она посвятила ровно тридцать лет своей творческой жизни. Как и все выпускники, первое время она танцевала в кордебалете, но это продолжалось недолго. Уже в первый сезон работы в театре ей предложили сольные партии. Этому предложению Екатерина не обрадовалась, а испугалась и первое что ответила: «Нет, не надо, не справлюсь! Не надо мне никакой Жизели! <...> Лучше я буду стоять где-нибудь у воды».

В Большом театре ее педагогом стала Галина Уланова, а быть ее ученицей большая ответственность, ведь сравнения неизбежны. Но Екатерина не пыталась копировать образы, созданные Улановой, она интерпретировала их по-своему. В партии Жизели она подчеркивала больше лиричность и наивность, а не трагедийность. Педагог Асаф Мессерер так вспоминал о ее Жизели: «Танцовщице удается труднейшая задача: воссоединить в один образ Жизель первого действия – живую, любящую девушку, и Жизель второго действия – виллису, тень, дух. Для многих прекрасных танцовщиц эта задача так и остается невыполнимой». Катя стала самой юной исполнительницей этой партии.

Жизель - Е. Максимова, Альберт - В. Васильев, 1964 г. Фото из архива В. Васильева.
Жизель - Е. Максимова, Альберт - В. Васильев, 1964 г. Фото из архива В. Васильева.

Максимова долгое время считалась чисто лирической балериной. Но неожиданно для всех блистательно выступила в партии бравурной Китри в балете «Дон Кихот», что стало сенсацией. Виртуозное мастерство Максимовой, яркая комедийность до сих пор остаются непревзойденным эталоном исполнения этой роли. И те, кто впервые увидели ее именно в «Дон Кихоте», говорили: «Максимова – идеальная Китри! Не может быть, что она танцует еще и Жизель!». Удивительно, но она постоянно опровергала сложившиеся стереотипы.

Е. Максимова в партии Китри из балета "Дон Кихот".
Е. Максимова в партии Китри из балета "Дон Кихот".

У таланта Максимовой не существовало границ. Она принадлежала к тем немногим балеринам, которым были доступны все амплуа. У нее был редкий дар – чуткость к любому стилю хореографии. Ей были подвластны как классические балеты, так и постановки современных отечественных и зарубежных хореографов: Григоровича, Брянского, Касаткиной и Василёва, Голейзовского, Бежара, Пети, Крэнко. Творческий путь всю жизнь вел ее к постоянному поиску себя в новых образах. Она никогда не боялась экспериментировать. Екатерина Максимова всегда считала своим долгом донести искусство балета до каждого человека в этом мире.

Галина Уланова так вспоминала о своей ученице: «О Кате Максимовой писать легко. У нее столько достоинств, что перехвалить трудно… Я таких больше не встречала… Побольше бы таких Кать, мир балета был бы лучше и благороднее!».

Элиза Дулиттл - Е. Максимова, Профессор Хиггинс - М. Лиепа. Телебалет "Галатея", 1977. Фото из архива В. Васильева.
Элиза Дулиттл - Е. Максимова, Профессор Хиггинс - М. Лиепа. Телебалет "Галатея", 1977. Фото из архива В. Васильева.