«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль первого ранга, спущенный на воду в 1841 году. Об этом морском гиганте пойдет речь в этой статье.
26 сентября 1835 года Николай I утвердил состав судов Черноморского флота, включавший в себя три линейных корабля I ранга. Новый корабль такого класса был заложен на Николаевской верфи 4 октября 1838 года, получив имя «Двенадцать апостолов». Корабль строился с использованием новейших, на тот момент, технологических достижений как в кораблестроении, так и в вооружении. Спущен на воду он был 15 июня 1841 года. Важные нововведения касались заготовки леса, а также использования закрытых эллингов, которые позволили существенно увеличить срок службы кораблей. Если ранее он составлял 8 лет, то «Двенадцать апостолов» даже через 10 лет службы находился в превосходном состоянии.
Интересный факт №1
После «Двенадцать апостолов» позже на воду были спущены еще два аналогичных корабля: «Париж» в 1849 году и «Великий князь Константин» в 1852.
Интересный факт №2
Этот корабль был изображён на восьми полотнах И. К. Айвазовского, в том числе на картине «Корабль „Двенадцать апостолов“»
Киль корабля состоял из двух рядов дубовых деревьев, из которых верхние связывались горизонтальными замками в накладку, нижние — вертикальными замками на шипах. На «Двенадцати апостолах» впервые в российском кораблестроении была применена система крепления трюма в которой деревянные ридерсы и раскосины заменены железными, составлявшими основную часть диагонального набора. Эта схема позволила снизить массу и значительно увеличить прочность корабля. Кроме того «Двенадцать апостолов» отличался от более ранних кораблей формой кормы: эллиптической вместо четырёхугольной. Часть корпуса ниже ватерлинии была обшита медными листами 102×356 мм толщиной 1,6 мм. Всего таких листов было использовано 5300 штук.
Часто «120-пушечными» обозначали I ранг линейного корабля, однако фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» составляло 130. Мощнейшими из них были 32. Пушки стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Профессионализм артиллеристов позволял вести из них огонь со скоростью 2 выстрела в минуту. Из 32 бомбических пушек 4 были заменены 36-фунтовыми длинными пушками. На мидель-деке были установлены 34 36-фунтовых коротких пушки, а на опер-деке — 34 36-фунтовых пушек-карронад. На шканцах и баке находилось ещё 24 24-фунтовых карронады.
Интересный факт №3
Внутреннее убранство корабля было поистине роскошным. Многие офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. Внутри был устроен мраморный камин, в галереях висели турецкие ковры, адмиральская и капитанская каюты были и вовсе украшены красным деревом, а во всех офицерских каютах для очистки воздуха применялись вентиляторы. Нос корабля был украшен двуглавым орлом с позолоченными клювом, когтями и коронами.
Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Он установил на судне строгую дисциплину, уровень подготовки команды в это время также был высоким. В 1845 году Николай I провёл смотр Черноморского флота, который к слову проводился раз в 7 лет. В 1853 году на корабле состоялись последние мирные учения. В сентябре, перед началом Крымской войны, он перевёз полторы тысячи солдат и офицеров из Севастополя на Кавказ. Вследствие перегрузок на нём открылась течь, ремонт продлился до февраля 1854 года. Из-за этого «Двенадцать апостолов» не смог принять участия в сражениях. По завершении ремонта корабль вошёл в состав эскадры, защищавшей севастопольский рейд. Когда в июне 1854 года превосходящие англо-франко-турецкие силы блокировали в Севастополе русский флот, с корабля сняли часть орудий для усиления береговой артиллерии. Созданная на их основе батарея получила название «Двенадцатиапостольская». 18 декабря 1854 года на корабле был устроен госпиталь. В ночь с 13 на 14 февраля следующего года линейный корабль был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями. Корабль из-за своих больших размеров глубоко погрузился в ил, поэтому когда через два года начались работы по расчистке фарватера, поднять его не удалось. Осенью 1861 года он был взорван. Спасибо за прочтение!) увидимся в новых статья, лайк был бы весьма кстати.