Любая эпоха перемен несет людям множество рисков и неопределенностей. Именно в такие периоды истории повышенным спросом пользуются услуги гадалок, предсказателей, магов и прочих экстрасенсов, превращающих человеческие слабости в скромный гонорар.
Читатели старшего возраста, наверняка, помнят какое количество объявлений об услугах магов, колдунов, заряжателей воды и т.п. публиковалось в газетах начала 1990 – х годов. Те, кто считает это исключительно присущим нашим «лихим девяностым», ошибаются. Если посмотреть на «Россию, которую мы потеряли», то есть Российскую империю до Первой мировой войны, то «наши» гадалки и маги из 90-х покажутся по сравнению с коллегами начала века неуклюжими любителями, при этом, весьма немногочисленными.
В бурных и мутных водах назревающих перемен начала 20 века существовал огромный спрос на оккультные и колдовские «услуги». Подвержены этому были и высшие слои общества и простые люди. В высшем обществе и среди интеллигенции были модны эзотерика и оккультизм, проводились спиритические сеансы.
Простые люди были, в отличие от бывших советских людей, неграмотны и необразованны, поэтому охотно шли к гадалкам, ворожеям и ясновидящим.
Для пущей таинственности и благозвучности многие гадалки называли себя иностранными именами, часто выдавая себя за француженок. Это было связано с гремевшей весь 19 век славой французской прорицательницы Марии Ленорман, сделавшей множество сбывшихся предсказаний знаменитым людям. Она подобно русскому монаху Авелю предвидела события будущего.
Кончено, в дореволюционном Петербурге большинство гадалок не обладали даром предвидения, а были просто мелкими обманщицами.
При этом, значительная часть, этой армии метафизических работников, была осведомителями в царской полиции, за что им многое прощалось. Однако, было множество случаев и явного мошенничества и прочего криминала.
Вот несколько примеров таких деятелей, о которых в 1930-е годы вспоминал известный дореволюционный адвокат Семен Сергеевич Плахов, который неоднократно защищал эту … братию, и был посвящен в подробности.
Профессиональную этику старый адвокат, при этом, не нарушал, так как после Октябрьской революции все гадания-предсказания были объявлены предрассудками и запрещены. Тайн не осталось, и сохранять стало нечего. Хотя, во время НЭПа, оставшиеся в Петрограде предсказатели снова оживились и, конечно в не в прежних масштабах, занялись любимым делом. Чтобы соответствовать новой эпохе, свои манипуляции они теперь называли «психологическими опытами» и производили эти свои опыты открыто, в кинотеатрах перед началом сеансов. Но, по сути это были, всё те же, гадания и предсказания. Был у предсказательниц даже свой неофициальный клуб, место встречи после опытов – нэпманское кафе «Черная кошка» («Ша Нуар»), находившееся на Михайловской улице, напротив гостиницы «Европейская».
Плахов некоторое время захаживал в это кафе, посмотреть на старых подзащитных, переквалифицировавшихся в невинных предсказательниц и психологов, и наблюдал постепенное угасание этой сферы услуг в Советской России.
Вспоминая о наиболее запомнившихся дореволюционных делах оккультных мастериц, Плахов оговаривал, что многие подробности он не может излагать по цензурным соображениям. В качестве типичных и ярких примеров, адвокат приводил дело оккультной сводницы Инессы, дело эзотерического кружка кудесниц-лесбиянок «Любительницы шоколадных грудей» и историю гадательницы Жанны, делавшей предсказания по линиям обнаженного женского тела.
Вот, вкратце, эти истории.
Предсказательница Инесса была очень популярна в Петербурге в начале 1910-х годов. Особенным спросом её услуги пользовались среди вдов и женщин, ищущих суженого. Инесса могла не только предсказать, кто станет новым избранником, но и с помощью таинственных метафизических сил, привлечь души мужчин, тоскующих по женскому теплу.
Маркетинг был поставлен по всем правилам – на улицах раздавались рекламные листовки, содержащие, как теперь принято говорить, «отзывы» благодарных клиенток.
На самом деле, души «суженых» Инесса находила с помощью объявлений в столичной «Брачной газете». Дальнейшее было делом несложной техники и логистики. Прорицательница сначала сама знакомилась с «соискателем» из брачной газеты, а затем «предсказывала» его облик своей клиентке на сеансе гадания. Естественно сеанс был платным. Если женщина соглашалась на встречу с описанным суженым, Инесса организовывала, как бы, случайную встречу, например, в Михайловском или Летнем саду.
Самое интересное, что благодаря этой своднице было создано довольно много счастливых браков и на суде многие «осчастливленные» выступали в ее защиту. Впрочем, судили ее не за сводничество. По одному из брачных объявлений Инесса сама нашла родственную душу и они, вдвоем с этим «женихом» обокрали весьма богатую и влиятельную невесту. Можно себе представить, каких высот достигла бы «предсказательница», если бы тогда существовали сайты знакомств…
Были «кудесницы», клиентами которых являлись представители аристократического общества. Так недалеко от угла Гагаринской и Сергеевской (сегодня – ул. Чайковского) улиц, в районе, где имела квартиры и дома петербургская аристократия, с 1909 по1912 действовало подпольное общество «предсказательниц» - лесбиянок, именовавших себя «любительницами шоколадных грудей». Среди этих предсказательниц было несколько аристократок, как бы теперь сказали «нетрадиционной ориентации». Дамы завлекали хорошеньких курсисток, молоденьких горничных, симпатичных юных девушек, приехавших в Петербург из деревень. Наивных девушек, мечтающих найти своего суженого, завлекали предложениями бесплатно погадать. В процессе гадания девушкам предлагали выпить «приворотное зелье» для привлечения избранника. Напиток любви, как выяснилось позже, содержал сильное возбуждающее, как теперь называют «афродизиак», а также вещества, вызывающие легкую эйфорию, сонливость, готовность со всем соглашаться и всему радоваться. Когда жертва «доходила до кондиции», гадалка совершала с ней развратные действия. После нескольких «сеансов» таких гаданий, невинные прежде, обманутые девушки, «приручались» и становились, по сути, преданными рабынями распутниц, которыми «предсказательницы» манипулировали и обменивались между собой. «Погорели» и попали под суд участницы этого подпольного общества, когда, среди совращенных ими, обнаружились несовершеннолетние, даже по тем временам, гимназистки.
Еще одним классическим примером, напоминающим сюжеты из анекдотов, является история «французской предсказательницы» Жанны, имевшей кабинет на Литейном проспекте.
Жанна, практиковавшая в 1913 году, гадала «по таинственным нежным линиям женского тела». С Литейного, кабинет имел парадный вход и у двери висела табличка с именем гадалки и часами приема. Посетительниц, заплативших за сеанс гадания, приглашали в зал, имевший круглую форму, по стенам которого были развешаны зеркала, а в самом зале, в определенном порядке, расставлены зеркала и ширмы. В центре залы стоял позолоченный столик, на который предлагали встать клиентке. При этом она должна была совершенно раздеться и остаться в одних туфлях. Начинали загораться и гаснуть множество электрических лампочек, их свет отражался в многочисленных зеркалах, тени от ширм и предметов в зале, отраженный свет от лампочек постоянно меняли свое направление. Прорицательница с умным видом внимательно изучала изгибы линий тела обнаженной клиентки, прося её принимать различные позы. Сеанс гадания длился около 45 минут. А в это время …
Фотограф, притаившийся за ширмами, тихо и не торопясь, делал множество снимков ни о чем не подозревавшей посетительницы. Но и это ещё не всё. В стенке зала было сделано несколько застекленных отверстий, прикрытых прозрачными вуалями. Они были совершенно незаметны на фоне стен декорированных орнаментом, при постоянной игре света и теней от лампочек. По другую сторону стенки с отверстиями находилась специальная комната с креслами. Гости попадали сюда через черный вход – со двора. Как правило это были пожилые мужчины, которые устраивались в креслах и внимательно наблюдали через окошки, за всем, что происходило в зале. У них тоже был свой сеанс. Фотографий наблюдателей не осталось, возможно, «сеанс» был похож на эпизод из комедии Ива Робера «Высокий блондин в черном ботинке», когда за главным героем, возлежащим на кровати с блондинкой, мрачно и внимательно наблюдают несколько пожилых спецслужбистов.
«Сеансы» прекратились после грандиозного скандала, случившегося, когда один из высокопоставленных старичков увидел через секретное окошко свою обнаженную внучку. Попутно, в ходе судебного процесса обнаружилось, что фотографии с «сеансов» не только продавались, но и использовались для шантажа доверчивых посетительниц. Эта история очень долгое время была сенсацией и обмусоливалась во многих тогдашних газетах.
Вот так, с шутками, прибаутками, гаданиями и предсказаниями, двигалась петербургская публика навстречу 1917 году...
Подписывайтесь на наш канал!