Что общего у самых кассовых фильмов российского проката?
На календаре всего лишь конец февраля, а российское кино всё бьет кассовые рекорды: в январе королем проката был «Холоп» Клима Шипенко, в феврале — сиквел спортивной мелодрамы «Лёд».
Мы решили посчитать деньги, заработанные российскими блокбастерами в прокате, и разобраться, почему именно эти отечественные картины настиг неслыханный финансовый успех.
***
Кажется, финансовый успех блокбастеров измеряется словом миллиард. Именно эту отметку нужно преодолеть, чтобы остаться в истории, чтобы название картины стали произносить с особым придыханием. Конечно, есть и другие показатели: например, во сколько раз сборы превысили затраты на фильм. Благодаря этому параметру на первый план выходят независимые и малобюджетные фильмы.
Но большинство успешных фильмов все-таки независимыми не назовешь. Все лидеры проката последних лет, кроме двух частей «Полицейского с Рублевки. Новогодний беспредел», сняты крупнейшими продюсерскими студиями, зачастую при поддержке Фонда кино.
Конечно, на успех проката влияют разные факторы: время выхода на экраны, конкуренты на кинотеатральной афише. Периодически на этой почве возникают скандалы: почему в новогодние дни в кинотеатрах так сложно найти зарубежное кино? Почему некоторые иностранные премьеры сдвигают, если на этот же выходной запланирован российский релиз, как это было с «Паддингтоном 2»?
Но если в целом взглянуть на самые кассовые российские фильмы, станет понятно, что они, как конструктор LEGO, часто состоят из схожих элементов. Мы решили посмотреть на эти фильмы пристальней и разобраться, что общего у «Холопа», «Льда», «Т-34», «Движения вверх» и в чем секрет успеха нового российского кино.
Холоп
2,6 млрд рублей, 10 млн зрителей, по данным ЕАИС
Режиссер Клим Шипенко за последние два года (а по большому счету даже за один) сумел поймать, как минимум, двух зайцев. Всю осень критики дискутировали о «Тексте» — большое это кино и право имеет или ерунда, снятая на потеху публике. Когда подобная дискуссия начинается, это уже знак — в первую очередь того, что фильм чего-то стоит. Обсуждали «Текст», конечно, не только критики. Одним зрителям не давала покоя эротическая сцена; другие раздумывали, годится ли Александр Петров на драматические роли и как вышло, что работа Клима Шипенко и Дмитрия Глуховского так созвучна истории Ивана Голунова. Всё это показало умение Шипенко поймать волну и быть актуальным. Помимо прочего, по уровню откровенности эротических сцен «Текст» встал в пару к «Верности» Нигины Сайфуллаевой.
И спустя пару месяцев после текстовой достоевщины Шипенко выпустил совершенно народный фильм. Центральная песня — из разудалой советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (причем в отличие от «Иронии судьбы» комедии настоящей, без щемящей тоски во время просмотра). В центре сюжета — в буквальном смысле плюхнувшийся в грязь неприятный мажор. Вокруг сюжета — неизбывные артефакты российской истории: крепостное право в «Холопе» в буквальном смысле воссоздается здесь и сейчас.
Получается, что Шипенко уместил в простой как песня комедии основные составляющие зрительского успеха: отсылки на советскую классику, на важнейшее место российской истории и на неприятные особенности российской действительности. Раз комедия народная, то она должна давать власть народу: и здесь народ, хоть и нанятый за деньги, перевоспитывает противного мажора. Добавим к этому Ивана Охлобыстина, дорогую сердцу российского зрителя фигуру (наш доктор Хаус!), актеров из «Льда» и «Я худею». Всё это посеял в плодотворную почву новогоднего проката жанровый умелец, на счету которого ромком с Любовью Аксеновой, триллеры и патриотическая история про космос.
Движение вверх
2,8 млрд рублей, 11,4 млн зрителей, по данным ЕАИС
За историю противостояния баскетбольных команд СССР и США (и адаптацию книги советского игрока Сергея Белова) взялись продюсеры, ранее снявшие две успешные ретро-картины: ремейк «Экипажа» и хоккейный блокбастер «Легенда №17». «Движение вверх» — это компиляция предыдущих работ: снова ретро, снова спорт, снова Владимир Машков и обойденные стороной острые углы. Так, трагедия с израильской сборной, случившаяся на Олимпиаде-1972, остается в стороне; проблемы спортсменов на таможне превращаются в комические эпизоды.
Подобная условность, конечно же, допустима: фильм — все-таки художественное высказывание. Но, кстати, именно эта условность принесла создателям картины проблемы: на них подала в суд семья тренера Кондрашова, правда, безуспешно. Что же касается времени выхода в прокат — и здесь застольный новогодний рецепт был соблюден.
Т-34
2,2 млрд рублей, 8,7 млн зрителей, по данным ЕАИС
Картина, заработавшая наибольшую кассу среди российских фильмов в прошлом году, стала любимым фильмом российских зрителей, по данным ВЦИОМ. Причем по результатам открытого опроса. То есть зрители сами вспоминали и называли его в конце года.
У «Т-34» было множество номинаций на Золотой орел, в том числе за лучшую мужскую роль, — категории, в которой Александр Петров бился сам с собой. Правда, в итоге члены жюри отдали предпочтение шипенковскому «Тексту».
«Т-34» подтверждает не нуждающийся в доказательствах тезис о том, что новогодние праздники — немаловажный компонент успеха проката: его премьера тоже состоялась 1 января. Но жанр у фильма не так очевиден для новогодних каникул, как комедия или история спортивного успеха. Это военный приключенческий боевик, который многие сочли похожим на экранизацию компьютерной игры.
Снял ленту Алексей Сидоров, известный по постановке знаменитой «Бригады» из 90-х. Главную женскую роль исполнила Ирина Старшенбаум, у которой в послужном списке героиня «Притяжения»/ «Вторжения» Федора Бондарчука и работа с Кириллом Серебренниковым над фильмом «Лето» про Виктора Цоя.
Лед, обе части
Первая — 1,4 млрд рублей, 6 млн зрителей; вторая — 1,1 млрд рублей, 4,4 млн зрителей, по данным ЕАИС
Несмотря на название, обе части «Льда», наконец, разрушают связь между миллиардом рублей в прокате и Новым годом. Оба фильма вышли в День святого Валентина. Идеальный фильм для свидания? Возможно. Но в первую очередь идеальный коктейль отечественного зрительского.
В центре сюжета любовная история фигуристки и хоккеиста, представителей двух самых дорогих российскому сердцу видов спорта. Жанр — мелодрама под популярную музыку, даже мюзикл. Правда, мюзикальная составляющая до поры до времени не афишируется даже в официальном трейлере. Зато мелодраматичность создатели «Льда» создали весьма дотошно.
В чем создатели первого фильма выступили новаторами, так это в выборе актеров на главные роли. Если сейчас Александр Петров кажется самым очевидным выбором на главную роль в любом российском блокбастере, то в 2017-м, когда первый «Лед» снимался, Петров еще не был так популярен. Роль хоккеиста, который, если надо, и фигуристом готов стать, легла на него идеально, еще и благодаря деталям. Его герой — своеобразный Иванушка-дурачок, неудачник, который верит в обереги и приметы и наивность которого в итоге окажется спасительной.
Сейчас режиссер первого «Льда» Олег Трофим занимается съемками «Майора Грома», самого ожидаемого российского фильма по комиксам, так что он, как и Клим Шипенко, отлично разбирается именно в жанровом кино, которому собрать большую кассу гораздо проще.
И последний, но не менее важный элемент из конструктора популярности — в качестве слогана к фильму маркетологи «Льда» выбрали своеобразный амулет популярности, отсалютовав главному сериалу планеты: «Весна близко». И не соврали!
**
Подписывайтесь на канал Okko в Яндекс Дзен: читайте наши рецензии и подборки, листайте нарративы и будьте в курсе всех онлайн-премьер!