Найти тему
АПН-НН

В разных ящиках

Не так давно в Нижнем Новгороде была принята масштабная программа развития транспортной инфраструктуры, сегодня дума утвердила программу развития социальной инфраструктуры.

Стратегические программы до 2030 года имеют характер не плана прямого действия, скорее это динамичные структуры наиболее вероятных и наиболее привлекательных целей и задач.

Основной смысл таких документов состоит в попытке увидеть дальние цели, двигаясь к которым можно избежать мелких непоправимых ошибок. Как иллюстрацию последних можно привести участок Большой Покровской от площади Лядова до площади Горького. В 90-е годы его активно застраивали офисными помещениями, так, рядом со зданием «Серой лошади» появилось здание, сильно придвинутое к проезжей части. Проектировщики не видели дальше своего носа, в итоге здесь возникло «бутылочное горлышко», и разрулить эту ситуацию уже невозможно.

Программы развития до 2030 года позволяют заблаговременно понять, какие территории нельзя застраивать, поскольку в дальней перспективе это будет мешать развитию города. Поэтому освоение формата планирования-прогнозирования очень важно.

Что касается реалистичности разработанных администрацией Нижнего Новгорода программ, то здесь не все ладно.

Дело в том, что преобразовать эти стратегии в ежегодный формат прямого планирования в последнее время не очень получается. Судя по прошлым годам, можно подумать, что стратегия лежит в одном ящике стола, а ежегодные планы – в соседнем кабинете и в других ящиках, между собой они никак не связаны.

Я надеюсь, что необходимый навык преобразования стратегий-прогнозов в конкретные планы прямого действия все же сформируется на наших глазах. Иначе эти стратегические проработки, сессии, встречи с экспертами, что называется, коту под хвост.

Федеральное правительство в этом плане продвинулось чуть дальше, там есть трехлетние циклы прогнозирования, на которых строятся ежегодные планы. Теперь эти компетенции должны осваивать и власти на местах.

Ожидать, что программы развития как транспортной, так и социальной инфраструктуры Нижнего Новгорода – все эти несколько мостов и станций метро, восемнадцать детсадов и восемьдесят бассейнов ­– будут исполнены буквально, не стоит. Программы обозначают направление, идеальную модель, которая реализуется с учетом совершенно конкретных обстоятельств, технологий, возможностей.

К 2030 году намеченные объекты могут быть построены уже совсем иначе, нежели это представляется сейчас. Но структура городского пространства размечается именно сегодня, и в ней гарантирована пропорция жилых, производственных, социальных и транспортных объектов – некий баланс компонентов, необходимых для жизнедеятельности человека.

Что касается предполагаемого финансирования в объеме один миллион рублей из муниципального бюджета программы социального развития Нижнего Новгорода, требующей 23 миллиарда рублей, то эти цифры закладываются как символическое софинансирование. Сегодня действует именно такой принцип – чтобы получить федеральные или региональные деньги, город должен  выделить на проект хотя бы минимальные средства. Таковы правила игры, правила заполнения аппликационной заявочной формы. 

Андрей Дахин