Найти тему
Classic Garage

"Скорая помощь" не для всех

Доброго дня, друзья! Сегодня мы хотим с Вами поговорить про автомобили скорой помощи. Но не простые, а для "первых ли". Давайте начнем!

Итак, официальным днем рождения "такой" медицины можно считать 18 февраля 1919 года: именно в этот день народный комиссар здравоохранения Николай Александрович Семашко издал указ о создании "Плана организации санитарного надзора Кремля".

Семашко Николай Александрович
Семашко Николай Александрович

Именно с этого момента начинается зарождение истории "приватной" медицина, были заложены основы. 24 апреля 1954 года Лечебно-санитарное управление переименовали в Управление Министерства здравоохранения СССР. Официально, за управлением было закреплено порядка 68 тысяч человек: то есть, чиновников из них было 4 тыс., а всеми остальными были народные артисты, известные ученые и другие значимые личности страны. Но нам интереснее вопрос автомобилей, которые стояли на службе этого управления.

ЗиС-110А
ЗиС-110А

Часто встречается упоминание, да и фотографии ЗиС-110А. Но, первой спец. машиной все-таки принято считать ЗиЛ 118А "Юность".

ЗиЛ 118А "Юность"
ЗиЛ 118А "Юность"

Вы можете увидеть, что "Юность" представляла собой микроавтобус и, возможно, это было связано с тем, чтобы у мед. персонала была возможность не только доставлять больных в стационар, но и оказывать первую помощь сразу, на месте. Автомобиль скорой помощи был оборудован "под завязку": аппарат искусственной вентиляции легких, дефибрилляторы, аппараты для переливания крови - все, что было необходимо!

ЗиЛ 118А "Юность"
ЗиЛ 118А "Юность"

Врачи крайне положительно отзывались о "Юности", но, к сожалению, всего было создано 2 автомобиля. НО! Нам важен тот факт, что впервые появились "кареты" скорой помощи, недоступные для обычных людей.

ЗиЛ 114 ЕА
ЗиЛ 114 ЕА

Далее, ЗиЛ 114ЕА. Появление подобного статусного автомобиля было обусловлено одним фактом: в 1972 году у генсека Леонида Ильича Брежнева случился первый инсульт. Именно тогда было принято решение - создать автомобиль, который будет оборудован для оказания первой помощи и не будет резко выделяться из правительственного кортежа. Решение было принято Гаражом особого назначения (ГОН), и Управлением Минздрава и в качестве основного варианта был выбран ЗиЛ-114.

ЗиЛ 114 ЕА
ЗиЛ 114 ЕА

Но Вы должны понимать, что главным критерием был комфорт. В 1973 году автомобильные заводы РАФ и ЗиЛ получили прямое поручение начать разработку универсалы для первых лиц и чиновников. Собственно, так и появился. Безусловно, просто взять и переделать лимузин в универсал — было крайне сложной задачей. Все дело в том, что на раме располагались несущие элементы и при малейшем изменении приходилось рассчитывать все мелочи! Даже рассчитывалась жесткость стоек крыши!

ЗиЛ 114 ЕА
ЗиЛ 114 ЕА

И ЗиЛ активно принялся за работу: рассчитали кузов, уместили в багажник носилку с креплениями, 3 сидения для врачей, полочки для медикаментов. Внутри салон был обшит кожей, как и обычный лимузин, рассчитанный на 6 человек (водитель, охранник, 3 врача и сам больной).

ЗиЛ-114НА
ЗиЛ-114НА

Опыт, вероятно, показался успешным правительству, потому как с появлением новых ЗиЛ-114НА и ЗиЛ-115 завод-изготовитель получил указ о начале производства универсалов. По сути, это остался тот же самый ЗиЛ, но с новыми формами.

-10

В 1986 году на свет появился новый ЗиЛ-41042, созданный на базе ЗиЛ-4104. Самым главным изменением была возможность переоборудования медицинского отсека в грузовой. Но вот какой вопрос: что можно было перевозить в грузовом отсеке на правительственном лимузине? Так же изменений коснулся и внешний вид: новая передняя оптика, хромированная решетка радиатора, большие катафоты на передних крыльях, более широкие арки — много всего.
Что касается технической части: в качестве силового агрегата тут стоял V-образный двигатель на 8 цилиндров с мощностью 315 л.с. и рабочим объемом в 8 литров! Коробка была гидромеханическим автоматом на 3 передачи, которые включались селектором.

-11

Дальнейшая судьба медицинских "карет" слабо проглядывается - 2 лимузина были выкуплены гражданами Эстонии, которые планировали использовать их в качестве элитных катафалок; другая - выкуплена энтузиастами из Тулы, которые хотели убрать все медицинское оборудование и установить там столик.

Конечно, это не полная история становления элитной скорой помощи для привилегированных лиц, но мы постарались осветить хотя бы небольшую часть этого явления.

Спасибо за прочтение.

Очень интересно услышать Ваше мнение - пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!

Не забываем про наши другие статьи