Конституция образца 1993 года терпела изменения в редких случаях:
2008 год- По инициативе президента Медведева срок полномочий будущего президента изменился с 4 до 6 лет.
2014 год-Путин объединяет некоторые полномочия судов и прокуратуры, а также придает Крыму статус субъекта России.
Но не одну из этих поправок нельзя назвать судьбоносным для страны. Каждая поправка лишь корректирует раннее не заметные моменты. Но сегодня можно уверенно говорить, о сдвиге политической власти в России в противоположную сторону. Что от этого ждет Путин ? И как эти поправки может использовать следующий глава государства, будь то Путин или, кто то другой ?
В послании федеральному собранию 15 января 2020 года президент России Владимир Путин предложил внести в Конституцию ряд поправок:
- Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны.
- Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост.
- Изменение роли парламента.
- Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов.
- Усиление роли Госсовета.
Пройдемся по каждому
Международные Договора
На данный момент суды РФ официально признают решения ЕСПЧ, да и вся Конституция 1993 года написана, не противоречивая "Международной Декларации по Правам Человека". Значит ли это, что Путин хочет вернуть железный занавес и развязать руки не только себе, но и всем субъектам правотворчества. Бабушкам же подойдет объяснение- "А вдруг в Европе с ума сойдут". По сути, этой поправке уделяется не так много внимания и скорее всего она забудется, останется на страницах Конституции 2020 года. И тогда уже не Путин, а любой его преемник сможет беспрепятственно устанавливать свои правила и так не в самой демократичной стране.
Парламент и Правительство
Изменения полномочий различных органов политической власти судя по всему ведет к усилению парламентской способности. Сам же Владимир Владимирович высказался следующим образом:
Наша страна не может развиваться, существовать стабильно в форме парламентской республики, Россия должна оставаться сильной президентской республикой. За президентом должно остаться прямое руководство вооруженными силами и всей правоохранительной системой .
Да, Путину не выгодно отдавать всю силу полномочий парламенту, так как его власть- самое крепкое, что есть в нашей стране с 90-х годов. Но вот два возможных последствий этой поправки:
- Совсем недавняя история. Армения, 2018 год- революция, поводом которым послужило выдвижение экс-президента Армении Сержа Саргсяна на пост премьер-министра, после того, как он, будучи на посту президента, в 2015 году провёл в стране Конституционный референдум, по результатам которого смог передать власть премьер-министру. Ничего не напоминает ? Постепенно отдавая полномочия президента парламенту, Путин избавляет следующего президента от своих нынешних обязанностей. И возможно в 2024 году Дума утвердит кандидатуру В. В. Путина на пост главы правительства, которое к тому времени обретет еще больше сил. Но для такого нужно больше времени, сил, мозгов, хотя кто занет, что будет.
- И вариант, который не дает покоя- это, что в условиях политики, созданных Путиным, самым выгодным для всей верхушки будет постепенное превращение страны в Парламентскую Республику. Таким образом, каждый из политической элиты получит кусок торта "Россия". Наш президент не глупый человек и возможно перед уходом оставил подарок своим же "детям".
Госсовет
Придать собственно созданному органу конституционный характер- самый правильный вариант подушки на "гражданке". Госсовет не является органом власти, а просто вспомогательный совещательный инструмент президента. Путин и сегодня председатель совета, но подарив ему характер конституционного органа, он являясь его главой, сам себе даст новую должность, которая по своей сути нашептывает президенту "правильную дорогу". Неплохая пенсия.
Итог
Конечно это не все поправки, но цель общего пакета- это укрепить слабеющее положение Путина в системе власти, и, хоть, как то остаться на "работе своей мечты". Демократия тонет, а мы ее и похороним